Усадьба Архангельское

Страница: 10/11

Южную границу партера определяют две крупные статуи «боргезских бойцов» (копии с ан­тичных оригиналов), хорошо заметные издалека. Раньше дорога отделяла партер от небольшого цветника с фонтаном и двумя огромными фигура­ми Геркулеса и Флоры. Далее открывался краси­вый подмосковный пейзаж.

После строительства в 1934—1937 годах двух новых зданий на месте флигелей XVIII века фон­тан был разобран, а статуи Геркулеса и Флоры переставлены на другое место.

Коллекция парковой скульптуры в Архангель­ском, выполненная в XVIII—начале XIX века, насчитывает около 200 вещей и является уни­кальным собранием, равного которому трудно найти в нашей стране.

Скульптура на редкость многообразна. Здесь и мастерски исполненные копии широко известных античных памятников, и декоративные садовые фигуры середины XVIII века, где хорошо заметно влияние барочных традиций, и строгие по композиции, часто обобщенно трактованные скульпту­ры эпохи классицизма.

Не совсем верно широко распространенное мнение о том, что парковая скульптура в Архан­гельском сделана в основном итальянскими ма­стерами, Многие скульптуры, действительно, сде­ланы итальянцами-мраморщиками; они сделаны в России из мрамора, который князь Н. Б. Юсу­пов специально заказывал и привозил из Каррары. Подобную скульптуру делали известные в то время итальянские мастера С. П. Кампиони и братья Трискорни, большую часть жизни прожив­шие в России. Менее известным мастером был итальянец Карл Сильвестр Пенно, который, судя по документам, в течение многих лет выполнял заказы Н. Б. Юсупова.

Монументально-декоративная скульптура в Архангельском является неотъемлемой частью. ансамбля, органически связана с ним.

Среди немногочисленной бронзовой скульпту­ры нужно упомянуть модель памятника К. Мини­ну и Д. Пожарскому, исполненную по оригиналу И. П. Мартоса.

Кроме скульптуры парк украшают беседки, павильоны, памятные колонны. Сейчас с террас почти не видны скрытые разросшимися деревья­ми две наиболее старые постройки, оставшиеся еще со времен Голицына. Это малый дворец «Кап­риз» и центральная часть бывшей «Библиоте­ки»—павильон «Чайный домик», получивший такое название в XIX веке. После пожара 1829 го­да, когда сгорели деревянные крылья этого па­вильона, фасад его был заново отделан архитек­тором В. Г. Дрегаловым.

Недалеко от этих построек в 1819 году Е. Д. Тюрин построил еще один павильон — «Храм Екате­рины». Это небольшая, напоминающая портик античного храма беседка, в глубине которой поме­щена бронзовая фигура богини правосудия Фемиды, сделанная по модели скульптора М. И. Коз­ловского. Статуя Фемиды была аллегорией, про­славляющей достоинства императрицы, которой посвящены строки, взятые из Т. Тассо.

Осматривая парк, вы обязательно пройдете мимо небольших руинных арок. Романтические руины и гроты очень часто встречались в пейзаж­ных парках конца XVIII века. Кроме этих скром­ных руин в Архангельском были построены боль­шие руинные «Римские ворота», не сохранившие­ся до наших дней. Эти искусственные руины пе­рекликались с изображением развалин античных зданий на картинах Гюбера Робера в залах дворца.

В западной части парка, недалеко от дворца, находятся два самых поздних в Архангельском памятника. Сливается с черными стволами де­ревьев скульптура «Скорбь»—бронзовая фигура юноши с гаснущим факелом. Скульптура, испол­ненная немецким мастером К. Г. Бартом, установ­лена в 1908 году. В аллее, украшенной бюстами античных богов и философов, стоит памятник А. С. Пушкину.

Мемориальный ансамбль Пушкинской аллеи, созданный в 1900-е годы,—один из самых при­влекательных уголков парка. В 1827 году «ран­ней весной верхами» Пушкин впервые прие­хал в Архангельское. Красота и богатство усадьбы покорили его. Три года спустя он пишет свое по­слание «К вельможе», начинающееся словами:

От северных оков освобождая мир,

Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,

Лишь только первая позеленеет липа,

К тебе, приветливый потомок Аристиппа,

К тебе явлюся я .

На титульном листе рукописи Пушкин пером изобразил этого доживающего век, много повидав­шего, знавшего всех и вся екатерининского вель­можу—маленького сгорбленного старика в смеш­ном парике с бантом, медленно бредущего по ал­лее парка.

Реферат опубликован: 24/08/2009