География отраслей общего машиностроения

Страница: 10/13

Из общего количества предприятий и организаций, остающихся в прямом государственном управлении, 29 предприятий и организаций предполагается преобразовать в казенные заводы. Сдерживающим фактором в преобразовании федеральных государственных предприятий в федеральные казенные предприятия является ограниченность средств бюджета для выкупа их кредиторской задолженности.

В 1995 г. начата работа по усилению управления государственной долей капитала в акционерных обществах. Были оформлены 52 доверенности на представление государства в органах управления АО. Пока основными вопросами, решаемыми указанными представителями в АО, являются регулирующие функции по сохранению деятельности предприятий, а также вопросы производственного характера.1

3.3 Инновационная и научно-техническая деятельность

Главным направлением инновационной и научно-технической деятельности предприятий и организаций машиностроения в 1997 г. оставалась в основном реализация заданий федеральных научно-технических, инновационных и инвестиционных программ, сформированных в рамках федеральной программы структурной перестройки экономики России. По 4-м федеральным целевым программам, включенным на предварительном рассмотрении в Минэкономики в перечень программ, подлежащих финансированию в 1997 г., госзаказчиком является Роскоммаш. К реализации программ привлечено более 300 ведущих предприятий и научных организаций.2

Среди факторов, сдерживающих инновационную деятельность в народном хозяйстве, основную роль играют монетарные: завышенные кредитные ставки, высокий уровень инфляции и, что особенно характерно для общего машиностроения, неплатежеспособность заказчиков. Новые технологии, и особенно энергосберегающие, внедрялись только на трети предприятий. Что касается автоматизации процессов производства, то доля предприятий, где ведутся такие работы, составляет пока 11%. При этом внедрение новых технологий наиболее активно осуществляется на крупных предприятиях.

Таким образом, предприятия общего машиностроения оказались наиболее зависимы в области нововведений от влияния экономической конъюнктуры.

Учитывая критическую ситуацию с положением отраслевой науки и принимая во внимание, что объектом государственной поддержки должен стать российский научно-технический потенциал, на правительственном уровне в качестве первоочередных необходимо реализовать следующие основные меры:1

· предусмотреть реальные ассигнования на финансирование научно-исследовательских и инновационных работ в размере не менее 3% расходной части годового бюджета (постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.95 г. № 360 «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок»);

· остановить неуправляемое распространение рыночных отношений на научно-техническую сферу;

· последовательно изменяя инновационный климат в экономике, способствовать формированию платежеспособного спроса на инновации;

· создать условия (экономические, правовые, социальные) для развития предпринимательства в научно-технической сфере;

· переориентировать часть ресурсов в пользу федеральных инновационных программ, подкрепив затраты на НИОКР необходимыми инвестициями и государственной поддержкой.

3.4 Капитальное строительство

Объем капитальных вложений на 1997 г. по объектам производственного и непроизводственного назначения за счет всех источников финансирования составил 7533,7 млрд. руб., в том числе за счет собственных источников 6230 млрд. руб. (82,7%). Объемы собственных средств предприятий образуются в такой пропорции: 78,5% — за счет амортизационных отчислений. 21,4% — из прибыли. На строительство объектов производственного назначения направлено 5448,7 млрд. руб., в том числе за счет централизованных капитальных вложений всего лишь 263,7 млрд. руб. (4,8%). Для сравнения — в ценах 1991 г. это 0,07—0,08 млрд. руб.1

Иные формы привлечения проблемы не решают. Так по экспертной оценке, в 1997 г. за счет средств местных бюджетов, коммерческого и частного капитала, эмиссии ценных бумаг предприятия намечались использовать на инвестиции 1286,0 млрд. руб. (против 536 млрд. в 1995 г.).2

Иностранные инвестиции, по оценке Роскоммаша. могут составить около 67,4 млн. долл.3 Дальнейший приток иностранных инвестиций в машиностроении сдерживается сохранением инфляционных процессов, а также отсутствием в связи с этим долгосрочных страховых и правовых гарантий для инвесторов.

Капитальные вложения производственного назначения за счет средств федерального бюджета составили 263,74 млрд. руб. или 4,8% от общего объема капитальных вложений за счет всех источников финансирования.

Реферат опубликован: 29/09/2008