Религии мира

Страница: 7/21

мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедли вость" бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой,

написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали неко торые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре

(коней IX века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в хали фате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, "не сотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальней шем развитии мусульманского богословия.

В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре

школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основа телей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма,

буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отста лого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов,

получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распростра нившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали бо лее свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды

между приверженцами этих четырех богословских школ нет.

В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское те чение суфизма (от слова "суфи" - грубая шерстяная ткань). Оно зародилось

в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении

сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии

не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного

богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили

до пантеистического мировоззрения (бог - во всем мире, весь мир - прояв ление или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморф ного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали осо бое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистичес кое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманс ких фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки.

Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих

монахов - дервишей - во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были

признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали

монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, оби рающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою

очередь обирают своих послушников - мюридов.

С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие

первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом

(слово "тарикат" по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали назы вать учение фанатиков, проповедовавших "священную войну" против христиан

и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на

Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских.

В новейшее время усложнение социально-экономических и политических

условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в

XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Аб дель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и

роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты требовали возвращения к

патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения

предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с евро пейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись

Реферат опубликован: 15/05/2009