Страница: 2/5
В музыке Прокофьев стремится дать современные представления о старине (эпоха описываемых событий – XV век). Менуэт и гавот характеризуют некоторую чопорность и условную грацию (“церемонность” эпохи) в сцене бала у Капулетти. Прокофьев ярко воплощает в музыке шекспировские контрасты трагичного и комического, возвышенного и шутовского. Рядом с драматическими сценами – весёлые чудачества Меркуцио. Грубоватые шутки кормилицы. Ярко звучит линия скерцозности в картинах ??????????? веронской улицы, в скоморошьем “Танце масок”, в шалостях Джульетты, в смешной старушечьей теме Кормилицы. Типичное олицетворение юмора – весельчак Меркуцио.
Одним из важнейших драматических средств в балете “Ромео и Джульетта” является лейтмотив – это не краткие мотивы, а развёрнутые эпизоды (например тема смерти, тема обреченности). Обычно музыкальные портреты героев у Прокофьева сплетаются из нескольких тем, характеризующих разные стороны образа – появление новых качеств образа вызывает и появление новой темы. Ярчайший пример 3 темы любви, как 3 ступени развития чувства:
1 тема – его зарождение;
2 тема – расцвет;
3 тема – его трагический накал.
Центральное место занимает в музыке лирическая струя – тема любви, побеждающая смерть.
С необычайной щедростью обрисовал композитор мир душевных состояний Ромео и Джульетты (более 10 тем) особенно многогранно охарактеризована Джульетта, превращающаяся из беззаботной девочки в сильную любящую женщину. В соответствии с замыслом Шекспира дан образ Ромео: вначале он охватывает романтические томления, затем проявляет пламенную пылкость влюблённого и отвагу бойца.
Музыкальные темы, намечающие зарождение чувства любви, прозрачны, нежны; характеризующие зрелое чувство влюбленных наполнены сочными, гармоничными красками, остро хроматированы. Резкий контраст к миру любви и юношеских шалостей представляет вторая линия – “линия вражды” – стихия слепой ненависти и средневековой ???????? – причина гибели Ромео и Джульетты. Тема распрей в резком лейтмотиве вражды – грозный унисон басов в “Танце рыцарей” и в сценическом портрете Тибальда – олицетворение злобы, надменности и сословной спеси, в эпизодах боевых схваток в грозном звучании темы герцога. Тонко раскрыт образ Патера Лоренцо – ученого-гуманиста, покровителя влюблённых, надеющегося, что их любовь и брачный союз примирит враждующие семьи. В его музыке нет церковной святости, отрешённости. Она подчёркивает мудрость, величие духа, доброту, любовь к людям.
Разбор балета
В балете три акта (четвёртый акт – эпилог), два номера и девять картин
I действие – экспозиция образов, знакомство Ромео и Джульетты на балу.
II действие. 4 картина – светлый мир любви, венчание. 5 картина – ужасная сцена вражды и смерти.
III действие. 6 картина – прощание. 7, 8 картины – решение Джульетты принять снотворное зелье.
Эпилог. 9 картина – смерть Ромео и Джульетты.
I акт
№1 Вступление начинается с 3 темы любви – светлой и скорбной; знакомство с основными образами:
2 тема – с образом целомудренной Джульетты-девочки – грациозной и лукавой;
3 тема – с образом пылкого Ромео (сопровождение показывает пружинистую походку юноши).
1 картина
№2 “Ромео” (Ромео бродит по предрассветному городу) – начинается с показа лёгкой походки юноши – задумчивая тема характеризует его романтический облик.
№3“Улица просыпается” – скерцо – на мелодии танцевального склада, секундные синкопы, различные тональные сопоставления придают остроту, озорство, как символ здоровья, оптимизма – тема звучит в разных тональностях.
№4 “Утренний танец” – характеризует пробуждающуюся улицу, утреннюю сутолоку, остроту шуток, бойких словесных поединков – музыка скерцозна, шутлива, мелодия упругая по ритму, приплясывающая и мчащаяся – характеризует тип движения.
Реферат опубликован: 27/02/2009