Страница: 7/9
После этого периода, столь насыщенного симфониями, сонатами и другими сочинениями, Бетховен и не думал отдыхать. Он создает Пятый фортепианный концерт, седьмую и Восьмую симфонии (1812). Людвиг задумывает написать музыку к трагедии Гете “Эгмонт”, он очень любил поэзию своего кумира, она легко ложилась на музыку. Два великих современника некоторое время переписывались, свидетельством их сотрудничества стала музыка к “Эгмонту”. Однажды они даже встретились, но об этом чуть позже .
Но чем же живет сам Бетховен, как устроилась его жизнь в Вене? Несмотря на довольно большую популярность, он время от времени имеет определенные проблемы в финансовом плане. Во многом из-за своей пресловутой независимости, но, как мне кажется, благодаря этому он и сохранил свой собственный стиль, который и сейчас выделяет его среди других великих композиторов во всем мире. Изменения коснулись и личной жизни. Еще в 1799 году Людвиг начал преподавать у двух милых сестер Терезе и Жозефине Брунсвик. До недавнего времени считалось, что влюблен он был именно в Терезу, но уже в двадцатом веке были найдены письма Бетховена, относящиеся к тому периоду, и адресованы они были к Жозефине. Вот так официальные отношения переросли в крепкую и сердечную дружбу, а дружба в любовь.
Одновременно он предлагает свои услуги композитора, написав письмо в дирекцию королевско-императорских придворных театров, они же в свою очередь даже не удосужились ответить. Почему же профессионал с именем известным на всю старушку Европу обязан выпрашивать себе работу? В очередной раз убеждаешься, что история всегда идет по спирали… В прочем он сам объяснил свое положение все в том же письме: “путеводной нитью для нижеподписавшегося (Бетховена.? авт.) искони являлось не столько добывание хлеба насущного, сколько – в гораздо большей степени – служение искусству, облагораживание вкуса и устремления музыкального гения к высоким идеалам и к совершенству… он был вынужден бороться со всевозможными трудностями и до сих пор ему не выпало счастья создать себе здесь положение, сообразное сего желанием посвятить свою жизнь исключительно искусству…”. Это вам не попса! Ответ так и не пришел, асам Бетховен охарактеризовал “почтенную” дирекцию очень просто и лаконично – княжеская сволочь.
Под гнетом всех этих неудач, гонимый обстоятельствами, Людвиг принимает решение покинуть Вену. Вот тут то наши “дорогие” меценаты и поняли что теряют. Эрцгерцог Рудольф, граф Кинский и князь Лобковиц в1809 году обязуются выплачивать композитору ежегодную пенсию, взамен же он обещает не покидать Австрию. Позже об этой пресловутой пенсии, обязательство по которой выполнял лишь эрцгерцог Рудольф, скажут, что Бетховену она принесла больше неприятностей, чем помощи. “Чувствовать себя способным к великому делу и не выполнить его, рассчитывать на обеспеченную жизнь и быть лишенным ее вследствие ужасных обстоятельств, которые не уничтожают во мне потребности в семейной жизни, а лишь мешают устроить ее. О, боже, боже, сжалься над несчастным Б.!”. Нужда и одиночество сопровождают его жизнь.
Все сейчас знакомы со знаменитой Пятой симфонией, именно так судьба стучится в двери. Она постучалась ив дверь Бетховена. Бесконечные наполеоновские войны, вторичная оккупация Вены, массовый отъезд из столицы Австрии – на фоне этих событий и приходится работать Людвигу. Но еще одно обстоятельство повлияло на столь стремительный взлет популярности Бетховена, да и на развитие музыки в целом –изобретение метронома. Имя известного механика-изобретателя Мельцеля навсегда вошло в историю благодаря метроному. “Битва при Виттории”– сочинение на очень популярную военную тему – была написана по предложению того же Мельцеля для сконструированного им прибора. Произведение было очень эффектным, игралось оно симфоническим оркестром, усиленным двумя военными оркестрами, различные приспособления воспроизводили ружейную и пушечную пальбу. Огромный успех у публики превознес Бетховена на вершину его прижизненной славы. Императорский театр вдруг вспоминает о бетховенской опере “Фиделио”, но глухота сильно мешает автору дирижировать, за его спиной капельмейстер Умлауф осторожно исправляет ошибки…Мода, именно мода, на Бетховена растет. Его приглашают на презентации, простите, на светские приемы, тогда это были еще приемы. К чести великого композитора он все еще предпочитает круг близких друзей в скромном ресторанчике. Там, в кругу друзей, он давал волю своим эмоциям, он говорил все что думает, не боясь ни шпионов и доносчиков. Доставалось всем, и австрийскому правительству, и католической религии, и императору. Слух был практически уже утерян, поэтому Людвиг пользовался специальными “Разговорными тетрадями”, в который записывались вопросы и ответы. До нас дошло около 400 таких тетрадей, записи в них более, чем смелые: “Правящая знать ничему не научилась!”, “Наше время нуждается в могучих умах, чтобы хлестать эти подлые человеческие душонки!”, “Через пятьдесят лет повсюду будут республики . ”. Бетховен все-таки остался самим собой. А в это время, в этом же ресторанчике, за дальним столиком сидит молодой человек, который восторженно наблюдает за своим кумиром, имя этого человека – Франц Шуберт.
Реферат опубликован: 15/02/2008