Страница: 1/2
Моцарт Вольфганг Амадей (1756-1791)"Если бы весь мир мог чувствовать силу гармонии." (Моцарт)
Вольфганг Амадей Иоанн Хризостом Теофиль Моцарт родился в Австрии, в городе Зальцбург на берегу реки Зальцах. В XVIII веке город считался центром музыкальной жизни. Маленький Моцарт рано познакомился с музыкой, звучавшей в резиденции архиепископа, с домашними концертами у зажиточных горожан и с миром народной музыки. Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт, был одним из наиболее образованных и выдающихся педагогов своей эпохи и стал первым учителем сына. В возрасте 4-х лет мальчик уже отлично играет на фортепиано и начинает сочинять музыку. По свидетельству одной записи того времени, он буквально за несколько дней освоил игру на скрипке и вскоре поразил свою семью и друзей отца рукописью "фортепианного концерта". В шесть лет он впервые выступил перед широкой публикой, а через короткое время отправился в концертное турне в Мюнхен, Аугсбург, Мангейм, Брюссель, Вену, Париж, а затем его семья отправляется в Лондон, где в то время находились крупнейшие мастера оперной сцены.
История музыки свидетельствует о целом ряде чудесных выступлений, которыми Моцарт повергал своих слушателей в изумление. Мальчику было всего 10 лет, когда он принял участие в сочинении коллективной оратории. Его целую неделю держали в настоящем плену, открывая запертую дверь лишь чтобы передать ему пищу или нотную бумагу. Моцарт блестяще выдержал испытание, и вскоре после оратории, исполненной с большим успехом, поражает публику оперой "Аполлон и Гиацинт", а затем и ещё двумя операми "Мнимая простушка" и «Бастьен и Бастьена».
В 1769 году Моцарт отправляется в турне по Италии. Великие итальянские музыканты сначала с недоверием и даже с подозрением относятся к легендам, окружающим имя Моцарта. Но его гениальное дарование покоряет и их. В 14 лет он становится членом прославленной Болонской академии и Филармонической академии в Вероне. Вершины славы Моцарт достигает в Риме. Прослушав всего один раз в соборе святого Петра "Мизерере" Аллегри, он по памяти записывает его на бумагу. Памятью о поездке в Италию являются оперы "Митридат, царь Понтийский" (1770), "Лючио Силла" (1772), театрализованная серенада "Асканио в Альбе".
После поездки в Италию Моцарт создаёт квартеты для струнных инструментов, симфонические произведения, сонаты для фортепиано и произведения для самых разных сочетаний инструментов, оперы "Мнимая садовница" (1775), "Король - пастух". Молодой композитор , знавший до сих пор только блестящую сторону жизни, познаёт теперь её изнанку. Новый князь-архиепископ Иероним Колоредо не любит музыки, не любит Моцарта и всё чаще и чаще даёт ему понять, что Моцарт лишь слуга, которому полагается не больше уважения, чем любому поварёнку или лакею. Оставив Зальцбург и придворную службу, он поселяется в Мангейме. Здесь он знакомится с семьёй Веберов и приобретает несколько верных и надёжных друзей среди любителей искусства. Но тяжелые материальные заботы, унижения и ожидания в прихожих, упрашивания и поиски протекции вынуждают молодого композитора вернуться в Зальцбург. По ходатайству Леопольда Моцарта архиепископ принимает обратно своего бывшего музыканта, но даёт строгое указание : его слугам и лакеям (разумеется, и Моцарту) публичные выступления запрещены. Однако в 1781 году Моцарту удаётся получить отпуск для постановки в Мюнхене новой оперы «Идоменей». После успешной премьеры, решив больше не возвращаться в Зальцбург, Моцарт подаёт заявление об увольнении и получает в ответ поток ругательств и оскорблений. Чаша терпения переполнена; композитор окончательно порвал с зависимым положением придворного музыканта и поселился в Вене, где и прожил последние 10 лет жизни.
Однако перед Моцартом встают новые трудности. Аристократические круги отворачиваются от бывшего вундеркинда, и те, кто ещё недавно платили ему золотом и овациями, теперь считают творения музыканта чрезмерно тяжёлыми, путаными и абстрактными. А Моцарт тем временем создаёт шедевры. В 1782 году исполняется его первая зрелая опера «Похищение из сераля»; летом того же года он женится на Констанции Вебер (композитор Карл Мария Вебер был сыном её дяди). Новый творческий этап в жизни Моцарта связан с его дружбой с Иосифом Гайдном (1732-1809). Под влиянием Гайдна музыка Моцарта обретает новые крылья. Рождаются первые чудесные квартеты Моцарта. Но кроме блеска, ставшего уже поговоркой, в его сочинениях всё чаще проявляется более трагическое, более серьёзное начало, свойственное человеку, видящему жизнь во всей её полноте. Композитор всё дальше и дальше уходит от требований общего вкуса, которые ставят перед покорными сочинителями музыки салоны вельмож и богачи-меценаты. В этот период появляется опера "Свадьба Фигаро" (1786). Моцарта начинают вытеснять с оперных подмостков. По сравнению в лёгкими творениями Сальери и Паэзиелло, произведения Моцарта кажутся тяжёлыми и проблематичными. Бедствия и лишения всё чаще заглядывают в дом композитора, молодые супруги не умеют экономно вести хозяйство. В этих тяжёлых условиях рождалась опера "Дон-Жуан" (1787), которая принесла автору мировой успех. Во время написания последних страниц партитуры Моцарт получает известие о смерти отца. Теперь композитор действительно остался одиноким; он уже не может надеяться, что отцовский совет, умное письмо, а может быть и прямое вмешательство помогут ему в трудную минуту. После премьеры "Дон-Жуана" в Праге императорский двор вынужден пойти на некоторые уступки. Моцарту предлагают занять место придворного музыканта, принадлежавшее недавно скончавшемуся Глюку (1714-1787). Однако это почётное назначение приносит композитору немного радости. Венский двор относится к Моцарту как к заурядному сочинителю танцевальной музыки и заказывает ему менуэты, лендлеры, контрдансы для придворных балов. К последним годам жизни Моцарта относятся 3 симфонии (ми-бемоль мажор, соль минор и до мажор), оперы "Так поступают все" (1790), «Милосердие Тита» (1791), "Волшебная флейта"(1791).
Реферат опубликован: 19/11/2008