Страница: 2/2
Шесть лет спустя была представлена публике замечательная опера «Руслан и Людмила». Но она не встретила в своё время поддержки в официальных кругах. Выдающиеся достоинства сочинения оценили лишь немногие. Великосветские «ценители искусства» сочли «Руслана» скучной оперой и тем самым определили его судьбу.
Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор. Родился он в 1840 году, в семье заводского инженера в Воткинске. С раннего детства он полюбил музыку – у него дома она звучала очень часто: его отец играл на флейте, мать пела. С пяти лет он начал импровизировать на рояле. Когда маленькому Пете было десять лет, в жизни мальчика произошло событие, которое произвело на него сильное впечатление: он был на представлении оперы «Жизнь за царя». После этого у него навсегда осталась любовь к музыке этой оперы. По настоянию родителей Пётр Ильич окончил училище правоведения и поступил работать в министерство юстиции. Эта работа ему очень не нравилась.
В 60-е годы в Петербурге Антоном Рубинштейном была создана первая русская консерватория. В 1862 году её учеником становится Пётр Ильич Чайковский. Могучая личность М. А. Рубинштейна, директора консерватории, внушало ученикам «безмерную любовь, смешанную с немалой долей страха». Чайковский был самым трудолюбивым, самым талантливым и самым любимым учеником Рубинштейна. За три года он прошёл весь курс, получив золотую медаль.
Чайковский был последователем глинкинской школы. Его симфонии, оперы, инструментальная музыка, романсы пользовались огромным успехом и любовью не только в Петербурге, но и во всём мире. Вершиной его творчества стали балет «Спящая красавица (1889г.) и опера «Пиковая дама(1890 г)».
В Петербурге жил и создавал свои произведения С.Даргомыжский – младший современник великого классика. Следом за ним в музыкальной жизни Петербурга получили известность М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П.Бородин. Они составили товарищество, получившее с лёгкой руки их верного друга критика В.В.Стасова, наименование «Могучая кучка».
Это товарищество возникло в 1806-х годах, и в него вошли пять великих композиторов. Прогрессивность взглядов, широта кругозора, глубокий интерес к общественной жизни, патриотическое служение всему искусству, всё то, что актуально и для нашего времени – эти черты характеризуют членов «Могучей кучки». Взгляды, которые утверждали члены могучей кучки, шли в разрез с общепринятыми, господствующими взглядами. Могучая кучка последовательно пропагандировала русскую музыку, идеи народности, национального своеобразия, реализма, задачи содержательности искусства были в центре внимания. В 60-е годы Балакирев вместе с Ломакиным Бесплатную музыкальную школу с целью распространения музыкальной грамотности среди простого люда. В число учеников могли быть приняты «и фабричные, и лавочные». Стремление балакиревцев связать творчество с жизнью, откликнуться на запросы современности в консервативных кругах расценивалось как кощунство. Когда Мусоргский написал свою великую оперу «Борис Годунов», оперный комитет императорских театров отклонил эту оперу, как оперу, лишённую романтизма и любовной интриги. И тогда композитор, чтобы удовлетворить комитет, создаёт второй вариант оперы. Он пишет «Польский акт», вводит нового персонажа – Марину Мнишек, в которую влюбляется Лжедмитрий, он переработал сцену в келье, заново написал сцену в царском тереме, включая в неё бытовые картины, которые усилили психологическое звучание картины. Таким образом, в опере стало четыре действия.
Композиторы «Могучей кучки» создали выдающиеся музыкальные произведения, которые стали исполняться не только в Петербурге, но и во всём мире. Самые знаменитые их сочинения – опера Бородина «Князь Игорь»; Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста»
Композиторы «Могучей кучки» работали на стыке девятнадцатого и двадцатых веков. Девятнадцатый век дал России и миру много замечательных талантов, произведения которых навсегда войдут в историю русской музыки.
Реферат опубликован: 19/05/2008