Страница: 8/8
Работа над трех – четырехголосными произведениями, ученик уже может не учить специально каждый голос, а учить по два голоса в разных сочетаниях: первый и второй, второй и третий, первый и третий, играя один из них f, espressivo, а другой – pp. Этот способ полезен и при соединении всех трех голосов вместе: сначала громко играется один голос, а остальные два – тихо. Затем динамика голосов меняется. Затрата времени на такую работу различна в зависимости от степени подвинутости ученика. Но учить так – полезно, этот способ, пожалуй, самый эффективный. Из других способов работы над полифонией можно назвать:
исполнение разных голосов различными штрихами (legato и non legato или staccato);
исполнение всех голосов p, прозрачно;
исполнение голосов ровное при специально сосредоточенном внимании на одном из них;
исполнение без одного голоса (этот голосов представлять себе внутренне или петь).
Эти способы приводят к ясности слухового восприятия полифонии, без чего исполнение теряет свое главное качество – ясность голосоведения.
Для понимания полифонического произведения и осмысленности работы учащемуся необходимо с самого начала представлять себе его форму, тонально-гармонический план. Более яркому выявлению формы способствует знание своеобразия динамики в полифонии, особенно баховской, состоящее в том, что самому духу музыки не свойственно излишне измельченное, волнообразное ее применение. Для полифонии Баха наиболее характерно архитектоническая динамика, при которой смены больших построений сопровождаются новым динамическим освещением.
Изучение баховских сочинений – это прежде всего большая аналитическая работа. Для понимания полифонических пьес Баха нужны специальные знания, нужна рациональная система их усвоения. Достижения определенного уровня полифонической зрелости возможно лишь при условии постепенного, плавного наращивания знаний и полифонических навыков. Перед педагогом музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения полифонией, всегда стоит серьезная задача: научить любить полифоническую музыку, понимать ее, с удовольствием работать над ней.
Список использованной литературы.
Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры».
Б. Милич «Воспитание ученика-пианиста в 3-4 классах ДМШ».
Б. Милич «Воспитание ученика-пианиста в 5-7 классах ДМШ».
А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой».
Булатова «Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной».
Б. Кременштейн «Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано».
Н. Любомудрова «Методика обучения игре на фортепиано».
Е. Макуренкова «О педагогике В.В. Листовой».
Н. Калинина «Клавирная музыка Баха в фортепианном классе».
А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано».
«Вопросы фортепианной педагогики». Выпуск второй.
И. Браудо «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе».
Реферат опубликован: 16/05/2008