Страница: 4/5
В хоре «Как на горе мы пиво варили» с наибольшей полнотой выявляется связь Даргомыжского с русской народной песней. Это нашло своё отражение и в характере самой темы, и в вариационности её развития и в соотношении тональностей.
После окончания хора следует оркестровое заключение к сюите, в котором проходят отголоски темы хора «Заплетися, плетень».
Эти хоры представляют собой единую хоровую сюиту. Она как бы отвлекает от напряжённого сюжета оперы.
ХОРЫ ИЗ II ДЕЙСТВИЯ
Второе действие начинается хором «Как во горнице, светлице». Содержанием его является прославление Князя и Княгини. Хору предшествует значительное по своему объёму оркестровое вступление торжественного характера. Форма хора
трёхчастная. Основная тональность – ля-бемоль мажор. Умеренное движение в четырёхдольном размере придаёт ему величавый характер.
В основе хора лежит оригинальная тема в стиле русской народной обрядовой и величальной песни.
1-я часть хора делится на 2 неравных построения: 8+11 тактов. Восьмитактовое построение заканчивается в тональности ми-бемоль мажор, и состоит из 2-х предложений.
2-е построение 1-й части модулирует из ми-бемоль мажора в ля-бемоль мажор – основную тональность. Форма этой части – двухчастная, репризная.
2-я часть хора так же состоит из 2-х построений: 6+4 тактов. Каждое из построений 2-й части заключает в себе определённый художественный образ. В 1-м построении даётся образ Князя, а во втором – рисуется образ Княгини (см. приложение).
Вся 2-я часть носит разработочный характер. Она тонально не устойчива, в ней проходит ряд тональностей: ми-бемоль мажор, ре мажор, ля мажор. Заканчивается 2-я часть ре-диез мажорным трезвучием, которое является доминантой к основной тональности хора.
После 2-й части следует реприза. Она возвращает к торжественному, праздничному настроению 1-й части. Реприза полностью повторяет 1-ю часть, но расширена благодаря развитому дополнению. После него следует оркестровое заключение.
Хор написан для смешанного состава. Изложение его гомофонно-гармоническое. Хор 4-х голосный, в котором встречаются кратковременное divisi в теноровой партии (см. приложение). Тесситура хоровых партий достаточно удобна.
Свадебный хор является замечательным образцом празднично-торжественной русской музыки.
В состав 2-го действия оперы входит и женский хор «Сватушка». В нём композитор очень красочно передал шуточно-бытовую сцену свадебного обряда. Девушки поют песню, в которой высмеивают незадачливого свата. Форма хора 2-х частная. 1-я часть представляет собой дважды повторённый период, построенный на игровой теме танцевального характера, она близка к городскому фольклору (см. приложение).
Между 1-м и 2-м проведением темы в оркестре звучит шеститактная мелодия, изображающая наигрыш рожка (см. приложение).
На протяжении всего хора сохраняется си-бемоль мажорная тональность. Исполнение рассчитано на трёхголосый женский хор. Тесситура для исполнения данного хора удобная.
Заключение
Даргомыжский проявил себя как исключительно мастер хорового письма, которое характеризуется чертами:
Использование различного состава хора.
Разнообразие стилей хорового изложения.
Изобретательность в варьировании музыкального материала.
Использование песенного творчества разных социальных слоёв русского народа.
Реальность в передаче различных чувств и настроений.
Использование приёмов хорового письма для создания интересной хоровой звучности.
Хоровое творчество Даргомыжского чрезвычайно разнообразна. Многим из его произведений присуща сложность художественно-исполнительских задач, выполнение которых требует высокой вокальной и музыкальной подготовленности певцов. Этим Даргомыжский утверждает необходимость того, что хоровое исполнительство должно быть профессиональным.
Хоровое творчество Даргомыжского является оригинальным и чрезвычайно важным вкладом в хоровую литературу.
Творчество Даргомыжского А.С. вызывает у меня интерес. Особенно мне нравится его хоровое искусство и опера «Русалка». Трагедия Наташи глубоко затрагивает меня. Несчастная судьба этой крестьянской девушки ни кого не может оставить равнодушным. Опера «Русалка» вызывает у слушателя глубокие эмоциональные переживания и заставляет задуматься о судьбе простого народа в прошлые века, о их страданиях и мучениях.
Даргомыжский сумел очень тонко и точно передать это в своей опере. Поэтому я и выбрала эту тему, с удовольствием рассматривала творчество этого ВЕЛИКОГО композитора.
Литература.
«Музыкальна литература». В.Н.Владимиров. С.Б. Оксер. Государственное муз.издательство. М.1956 г.
«Русская музыка ХIX века». Л.С. Третьякова. Изд. «Просвещение». М. 1982 г.
«Русская хоровая литература (Очерки)». С.В.Попов. Гос.муз.издательство. М. 1963 г.
«Хоровая литература». И.М.Усова. изд. « Музыка», М.1976 г.
«Анализ вокальных произведений». О.П.Коловский, изд. «Музыка», Ленинград, 1988 г.
Реферат опубликован: 26/09/2008