Страница: 1/10
Введение.
В третьем классе музыкальный кругозор детей значительно расширяется. Получив в первом и втором классах разностороннюю подготовку (накопив музыкальные впечателния и преобретя опыт анализа музыки, действования в позиции «композитор», «теоретик», «испытатель» и др., опыт переживания, эмоционального содержания музыки, развив музыкальный слух, мышление, творческие и исполнительские способности), учащиеся могут теперь приобщиться к более сложным знаниям музыкальной жизни. В первой четверти они знакомятся с симфоническим оркестром. На отдельных примерах убеждаются в богатстве и разнообразии его звучания, красок, слушают симфоническую музыку и учатся разбираться в ней.
Получают знания в составе симфонического оркестра, его группах и отдельных инструментах, учатся разбираться в их тембрах, используя соответствующий опыт приобретенный в 1 и 2 классах.
Важно, чтобы учитель, постоянно стимулировал детей и их родителей к слушанию симфонической и другой музыки дома (по радио, телевидению, записывая при необходимости понравившиеся произведения на магнитофон или видеомагнитофон, если есть возможность). Многое может дать и приобретение грампластинок с записью музыки, доступной детям для слушания.
Музыкальный материал для слушания:
В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада», 4-я часть (струнная группа).
П.И. Чайковский «Танец маленьких лебедей» (деревян. Духовые).
Ш. Гуно «Марш» из оперы «Фауст» (медная духов. гр.).
П.И. Чайковский «Скерцо из IV симфонии» (различные группы инструментов симфонического оркестра; принцип контрастной полифонии).
С Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» (различные группы симфонического оркестра).
6.А.Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (показ ансамбля скрипачей)
Современный симфонический оркестр.
Что такое оркестр? Слово оркестр намного старше того понятия, которое в него вкладывается в последние века. В древней Греции глагол «орхеомай» означал «танцую», а оркестрой греки называли круглую площадку театра, на которой совершал ритмические движения, пел свои партии хор, непременный участник каждой трагедии икомедии. Шли годы, погибла Великая античная цивилизация, но слово осталось жить. Через десятки веков в Европе оркестром стали называть помещение в театре, где размещались музыканты, а позже - сам «союз музыкальных инструментов и исполнителей на них». Участники «оркестра» обычно называются «артистами оркестра», «оркестровыми музыкантами» или просто «оркестрантами». Находясь в концертном зале, мы с трудом можем себе представить, что было время, когда симфонический оркестр выглядел совершенно иначе. Между тем он сравнительно молод, ему не исполнилось еще и четырехсот лет - срок ничтожный по сравнению с десятками веков существования музыкальной культуры. Но разве не существовало, до ХVII века больших музыкальных ансамблей. Разве люди не собирались для того, чтобы слушать музыку? Почему именно к концу ХVI века, относят начало историии оркестровой музыки. Ведь совместная игра на различных музыкальных инструментах была распространена во всей эпохи. Со времен глубокой древности литература и изобразительные искусства, исторически хранили и мемуары схранили для нас немало интереснейших сведений о музыкальных ансамблях старины. Ансамбль (от французского ensemble - вместе) - группа совместно играющих музыкантов. Музыкальные ансамбли древности порой достигали колоссальных размеров, порой были миниатюрны. Иногда в них бывало до 500 участников.
История знает немало музыкальных ансамблей при дворах европейских королей и герцогов в ХV - ХVI веках. Тогда же в некоторых европейских городах - в Венеции, Познани - стали возникать более чем менее постоянны ансамбли духовых и струнных инструментов. Они предназначались уже не длязнати, а для всех горожан. Такие ансамбли, по количеству музыкантов и разнообразию инструментов уже напоминавшие оркестр исполняли музыку для танцев, уличных шествий.
Музыкальные коллективы и многие им подобные нельзя назвать подлинными симфоническими оркестрами. Оркестр в современном смысле слова возник лишь тогда, когда инструментальная музыка перестала обслуживать быт людей, когда композиторы начали писать инструментальные произведения, предназначенные не к случаю, а для специального исполнения, перед публикой. Это связано с зарождением светской инструментальной музыки, с появлением новых музыкальных жанров: оперы, балета и оратории, а позже симфонии, увертюры и концерта. Таким рубежом с которого мы можем начинать историю оркестра, был конец ХVI века. Судьба симфонического оркестра сложилась бы вероятно иначе, если бы в ХVI веке не была создана скрипка. В пору, когда в оркестре еще безраздельно господствовали струнные виолы и лютни, инструментальные мастера Италии, Франции и Тироля создали новый музыкальный инструмент. Его красивый сочный тон, его виртуозные возможности не замедлили обратить на себя внимание музыкантов. Скрипка вошла в оркестр, постепенно вытеснив виолу и в значительной мере определила весь дальнейший оркестровый стиль. В ХIХ веке столь же решительное влияние на развитие оркестра оказало усовершенствование духовых инструментов: валторн и труб, флейт и кларнетов.
Реферат опубликован: 2/11/2008