Страница: 2/3
В Берлине он познакомился с известным немецким теоретиком Зигфридом Деном и в течение 5-ти месяцев брал у него уроки. По словам Глинки, Ден привел в систему его музыкально-теоретические знания и навыки.
За границей Глинка написал несколько ярких романсов (“Веницианская ночь”, “Победитель”), Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота и ряд др. произведений. Вдали от родины возникла идея создания отечественной оперы.
Вернувшись в 1834 г. в Россию, Глинка с увлечением стал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина. Сюжет подсказал ему поэт Жуковский, но либретто для него писать не стал, как обещал. Глинке пришлось обратиться к услугам барона Е. Розена. Оперу назвали “ Жизнь за царя”, хотя в первоначальном плане, который составил Глинка, она называлась “Иван Сусанин”- “отечественная героико-трагическая опера”. В своем произведении Глинка прославил героический подвиг простого русского крестьянина, пожертвовавшего жизнью во имя Родины.
Опера Глинки с большим успехом была исполнена 27 ноября 1836 г. на сцене Большого театра в Петербурге. Передовые люди русского общество высоко оценили ее. Зато аристократическая публика насмешливо называла музыку “ямщицкой” (“кучерской”).
После премьеры “Ивана Сусанина” композитор увлекся идеей создания оперы на сюжет поэмы Пушкина “Руслан и Людмила”. Композитор мечтал о том. Чтобы сам Пушкин написал для него либретто, но преждевременная смерть поэта помешала этому.
Либретто создавалось постепенно по плану, составленному Глинкой. Стихотворные отрывки из поэмы Пушкина чередовались с более или менее искусными стихами друзей композитора. Позднее поэт-любитель В. Ширков с помощью Глинки окончательно завершил и привел в порядок либретто.
“Руслан и Людмила” Глинки – первая русская сказочно-этическая опера. Она проникнута народной героикой, величием былинного эпоса, патриотизмом. В финале оперы народ прославляет витязя Руслана, мощь и силу древнего Киева. Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В эти годы Глинка порывает с аристократической средой и переселяется в дом литератора Н. Кукольника. Тогда же была сочинена музыка к трагедии “Князь Холмский”. Н. Кукольника (увертюра, симфонические антракты и 3 песни, одна из которых – “Ходит ветер у ворот” – стала народной). Тогда же родились многие из вокальных шедевров Глинки: “Ночной смотр” на слова Жуковского.”Я помню чудное мгновенье” и “Ночной зефир” на слова Пушкина, “Сомненье” и “Жаворонок” на слова Кукольника. Сочиненный в порыве глубокого сердечного чувства “Вальс-фантазия” для фортепиано, затем был оркестрирован, а позднее переделан в обширную оркестровую пьесу. 27 ноября 1842 г. – ровно через 6 лет со дня первой постановки “Ивана Сусанина”- состоялась премьера второй оперы Глинки – “Руслан и Людмила”. Демократическая публика и передовая интеллигенция сумели оценить неповторимую красоту гениального создания Глинки. Муз.писатель В.Ф. Одоевский выступил со статьей, посвященной новой опере: “На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок – он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся вползти на его стебель и запятнать его – черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его; он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие”. Зато придворная знать встретила оперу с холодным равнодушием. Отношение аристократических кругов хорошо выразил брат царя, великий князь Михаил Павлович; провинившихся офицеров он посылал не под арест на гауптвахту, а на представление “Руслана и Людмилы”, считая это наказанием.
В 1844 г. Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. В Париже Глинка познакомился с фр. Композитором Г. Берлиозом. С большим успехом прошел здесь концерт из произведений Глинки. 2 года Глинка провел в Испании. Используя записи испанских нар.танцев, Глинка в 1845 г. написал замечательное симфоническое произведение – концертную увертюру “Арагонская хота”; в 1848 г., уже по возвращении в Россию, появилась еще одна увертюра – “Ночь в Мадриде”. Тогда же была сочинена и симфоническая фантазия “Комаринская” на на темы 2-х русских песен: свадебной лирической(“Из-за гор, гор высоких) и бойкой плясовой.
Последние годы Глинка жил в Петербурге. То в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и недоброжелательства мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.
Реферат опубликован: 14/07/2009