Страница: 10/12
По сравнению с другими педагогическими дисциплинами физическое воспитание имеет свою специфику, и это предъявляет особые требования к организации и проведению учебных занятий по физическому воспитанию.
Правильная организация учебного процесса предполагает однородный состав учащихся по полу, состоянию здоровья и физической подготовленности. Необходимо эти требования учитывать при комплектовании учебных групп.
Один из важнейших вопросов методики физического воспитания — определение структуры занятий. Построение занятий обусловлено педагогическими, психологическими и физиологическими закономерностями.
Учет педагогических и психологических закономерностей предполагает:
организованное начало учебных занятий, благоприятную обстановку, рабочее настроение и желание заниматься физическими упражнениями;
ясное представление о цели и задачах предстоящих занятий;
установление необходимой связи в содержании предшествовавших и предстоящих занятий;
обеспечение образовательной ценности и воспитывающего характера процесса обучения, связи его с жизнью;
соблюдение методических принципов обучения и воспитания;
организованное окончание занятий, стимулирующее у обучаемых желание заниматься физическими упражнениями.
Не менее важны и физиологические закономерности: реакция организма на физическую нагрузку, развитие работоспособности в ходе занятия (предстартовое состояние, врабатываемость, устойчивое состояние). В соответствии с этим необходимо предусмотреть подготовку органов и систем организма к предстоящей двигательной деятельности; чередование работы и отдыха, постепенное повышение физических нагрузок с учетом достигнутого уровня функциональной подготовленности организма; приведение организма при окончании занятий в относительно спокойное состояние, создание благоприятных предпосылок перехода к другим видам деятельности.
С учетом педагогических, психологических и физиологических закономерностей разработана общая структура занятий физическими упражнениями, включающая в себя три части: подготовительную, основную и заключительную, которые различаются по своим педагогическим задачам. Так, педагогические задачи подготовительной части: организационный момент и сообщение задач урока; подготовка двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма к предстоящим физическим нагрузкам; основной части: формирование необходимых двигательных умений и навыков, сообщение знаний в области физического воспитания; воспитание физических, волевых и других качеств; заключительной части: организованное завершение занятия, подведение итогов, стимулирование интереса к предстоящим занятиям, задание для самостоятельных занятий физическими упражнениями в свободное время; приведение организма в относительно спокойное состояние, обеспечивающее 'переход к другим видам деятельности.
К делению занятий на три части нельзя подходить строго формально.
Общевоспитательные и образовательные задачи, как правило, осуществляются на протяжении всего занятия, начиная с подготовительной части и кончая последней, заключительной частью. Так, строевые упражнения в подготовительной части применяют не только для организации учащихся, но и для формирования строевых навыков. Совершенствовать эти навыки можно в основной и в заключительной частях занятия. Общеразвивающие упражнения в подготовительной части занятия проводят не только в целях функциональной подготовки организма, но и в известной мере для обучения движениям, воспитания осанки и др. Поэтому значение подготовительной части занятия нельзя сводить только к функциям разминки.
Организуя занятия по физическому воспитанию, необходимо руководствоваться еще и такими положениями: занятия по своему содержанию должны отвечать требованиям учебной программы; каждое занятие, как правило, должно складываться не из одного, а из ряда взаимосвязанных 'компонентов (обучения движениям, функциональной подготовки организма, сообщения специальных знаний и пр.);
Реферат опубликован: 7/06/2007