Страница: 4/5
На первый взгляд может показаться, что эти две группы различаются степенью своей эмоциональности, но если бы это соответствовало действительности, физиологические изменения (частота пульса, кровяное давление) у второй группы были бы несравнимо выше, чем у первой. Однако, это не так. Показатели почти не отличаются в процессе самого экзамена, но зато существенно различаются после его окончания. У представителей первой группы они приходят в норму буквально через 10-15 минут, у вторых эти показатели не снижаются, а продолжают нарастать после экзамена, независимо от результатов. Медики и психологи пришли к выводу, что причина возникновения невротических тревожностей у данных ребят кроется в том, что экзамен затрагивает более глубинные пласты личности. Возможность провала становится для ученика показателем его жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Это – проверка на право чувствовать себя ЧЕЛОВЕКОМ. При этом не играет роли даже «объективный результат» – полученные отметки. Хорошая оценка объясняется «счастливым случаем», удачным билетом, а не результатом собственного труда. Экзамен оказывается поводом еще раз убедиться в собственной несостоятельности. Формируется замкнутый круг: прошлые неудачи – сходный тип реагирования на них – новая неудача – закрепление способа реагирования – так и накапливается груз неудач.
Предоставить возможность выбора не означает оставить подростка один на один с проблемой. Ему, конечно, нужна помощь. Что облегчает принятие решения? Уверенность в своих силах, в собственной состоятельности. На этой стадии подростку лучше всего поможет обсуждение, прояснение вставших перед ним проблем. Поэтому в системе общего образования среди учащихмя 11-х классов могут быть с успехом использованы арт-терапевтические методы, выступающие в качестве эффективного средства помощи выпускникам. На занятиях с арт-терапевтом учащиеся через творчество в свободной форме смогут:
лучше понять свои проблемы;
осознать, что их интересует больше в данный момент и чего они хотят добиться;
выяснить сферу своей наибольшей успешности;
повысить уверенность в своих силах, укрепить чувство собственного достоинства;
прояснить природу эмоций и научиться ими управлять, осознавая их «послания» и снимая излишнее напряжение;
найти запасные варианты в случае неуспеха;
обсудить возможные последствия неудачи и другие варианты достижения цели.
«Надеяться на лучшее, но быть готовым ко всему» – вот слова, которые могут стать девизом жизни в предэкзаменационном классе.
Если у подростка появится опыт анализа ситуации неуспеха, без самобичевания и обвинения, а лишь с признанием, что данная попытка не удалась, но дать движение, а не бездействие, возможно это окажется более важным для будущей жизни, чем успех на экзаменах. Ведь экзамен – это всегда лотерея. Быть уверенным в его результате невозможно. Эта непредсказуемость и является тревожащим фактором.
План проведения занятий по арт-терапии
Далее мне бы хотелось предоставить вашему вниманию возможный план проведения групповых занятий по арт-терапии.
Плюсы работы в группе:
тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз);
демократизм отношений;
чувство значимости – повышение самооценки;
чувство коллективизма;
высокая степень активизации самостоятельной работы каждого члена группы (даже робкие включаются в работу);
дифференцированный подход;
комфортный психологический климат (доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого);
творческий подход
рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
умение слушать и принимать чужую точку зрения;
умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
развитие речи и коммуникативных навыков;
умение четко и ёмко излагать свои мысли.
Цель групповой работы:
Создать условия для того, чтобы старшеклассники:
могли познакомиться с техниками арт-терапии;
могли снять напряжение в период подготовки к экзаменам;
Реферат опубликован: 14/10/2007