Карелия

Страница: 2/4

Водопад и окружающая его местность находятся на территории заповедника Кивач, который был создан в 1931 г. Его площадь более 10 тыс. га. В состав заповедника входят часть Суны с многочисленными водопадами и порогами, боры и ельники; выходы кристаллических пород в виде гряд (сельг) чередуются с мелкими озерами (дамбами) и покрытыми мхом болотами. Здесь созданы Музей природы, богатый дендрологический парк.

Карельские леса. Карелия - это не только озёра и реки, но и леса, сосновые и, реже, еловые. Растут они почти везде и ещё в 1996 г. занимали около 54% территории республики. В последние десятилетия Карелия стала одним из самых крупных в России поставщиков древесины, часто её в больших количествах вывозят за рубеж.

Наиболее ценна древесина именно северного леса, поэтому вырубки начались с севера республики. Из-за многочисленных болот, которые порой тянутся не на один десяток километров, в 30-50-х гг. ХХ в. лес в крае валили преимущественно зимой. Сани и машины, груженные лесом, передвигались по зимникам - проложенным в снегах дорогам - к единственной железнодорожной линии, пересекающей Карелию с севера на юг. Дорога эта, построенная в 1916 г., долгое время была одноколейная и не могла пропускать много грузов. Только в середине 70-х гг. к ней добавилась вторая колея. В то же время первая шоссейная трасса (Ленинград - Мурманск) разрезала густую чащу с юга на север. С тех пор леса Карелии стали ещё доступнее для вырубки, а кроме того, появилось много автотуристов и сборщиков грибов и ягод.

Долгие годы леса вырубали подчистую, после чего на месте сосновых лесов вырастали менее ценные для промышленности березовые или смешанные. В 70-х гг. на лесосеках стали оставлять небольшие участки нетронутых деревьев, но далека не всегда это помогало восстановить сосновые массивы. Особенно печально выглядят озера с совершенно голыми берегами.

В холмистой местности, где нет болот, лес сразу сводился почти полностью. Очередь болотистых краёв наступила, когда на лесоповалах появилась техника и работа стала вестись круглогодично. Для механизмов потребовались дороги; их начали мостить тоже древесиной. В топких местах стволы кладут поперёк будущей трасы, и получается так называемая лежневая дорога, или лежневка. Она пригодна для эксплуатации всего несколько лет, но этого достаточно, чтобы без остатка вырубить лес. Часто для проезда к лесистому островку среди болот приходилось выкладывать целую бревенчатую дорогу - гать. Хорошо, если под рукой оказывались деревья менее ценных пород: осина, ива, береза, ольха. Однако в Северной Карелии леса почти исключительно сосновые. Иногда на гати уходило до половины спиленного леса. Истощились лесные ресурсы на севере, и заготовка древесины в конце 20 в. сместилась в южные края.

Из карельского леса делают мебель, стройматериалы (брус, доски, фанеру), используется он и как сырьё для производства бумаги. Недаром в Карелии находятся огромные целлюлозно-бумажные комбинаты (например, в городе Кондопога). Именно на бумаге этого комбината печатаются многие газеты в европейской части России.

Кижи.

Летом из Петрозаводска можно на пароходе добраться до историко-архитектурного музея-заповедника Кижи, который находится на острове в северной части Онежского озера. Раньше здесь существовал комплекс деревянных сооружений Кижского погоста (так на Руси называли центр селения). В середине 17 в. постройки окружили деревянной стеной со сторожевыми башнями.

Сейчас на острове собраны произведения деревянной архитектуры из различных частей Карелии. Самый ценный памятник - двадцатидвухглавая Преображенская церковь. Она была построена из прочной сосны в 1714 г., причём без использования гвоздей, а только при помощи топора и долота. Купола церкви расположены в пять ярусов, и величина их в каждом ярусе разная. Это придаёт храму сказочный вид.

Реферат опубликован: 16/05/2007