Страница: 6/27
Очевидно, что в современных условиях высокоразвитого разделения труда в основе любых регулирующих мер лежит денежное обращение. В Корее достижению финансово-денежной сбалансированности уделялось первоочередное внимание. Даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежное обращение, инфляция, дефицитность государственного бюджета не выходили из под контроля государства. Центральную роль в этом играла государственная монополия в кредитно-финансовой системе. Другое важное направление государственного регулирования Южной Кореи пролегает в валютной сфере. В разных вариантах принуждения к тому, чтобы держать иностранную валюту на специальных счетах в ЦБ, действует в Корее с 1949 года. Концентрация финансовых и валютных ресурсов в руках государства воздействовало на формирование основных пропорций общественного производства. При этом основная ставка делалась на всемерное поощрение экспорта. Государство использовало субсидирование национальных экспортеров,которым предоставлялись банковские льготы. По самым скромным оценкам только в 70-е годы они ежегодно поглощали не менее 1/10 ВНП. Государственные кредиты такого рода составляли:
15% от ВНП -1962-1966гг.
39% от ВНП- 1932-1936гг.
46% от ВНП- 1977-1981гг.
При этом нужно отметить,что кредиты концентрировались в отенциалоно наиболее эффективных сферах экономики.Также осуществлялся контроль за эффективностью применения кредитов. Высокая активность государственного регулирования с большой отчетливостью обнаруживается в формировании отраслевых пропорций.Например, при проведении аграрной реформы наиважнейшей составной частью стало принудительное дробление крупных земельных наделов на более мелкие - мера, невозможная без прямого активного вмешательства государствава. В этой связи следует сослаться на программу "целевого развития". Начиная с 70-х годов специальными законами выделялись 7 отраслей первоочередного внимания:
-машиностроение
-электроника
-текстильная промышленность
-черная металлургия
-цветная металлургия
-нефтехимия
-кораблестроение
Этим отраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении ресурсами, они пользовались преимущественными налогами и другими льготами. Одновременно государство жестко регулировало конкуренцию в приоритетных отраслях,принуждая к объединению частные компании или к уходу с данного рынка. Государство нередко шло на прямую компенсациюубытков" избранных экспортеров". Особо стоит отметить, что льготы, предоставляемые гос-вом, привели к образованию высокомонополизированной производственной, особенно экспортной структуры. В первой половине 80-х годов доля 30 крупнейших южнокорейских конгломератов в обрабатывающей промышленности достигла 1/3, а в экспорте превысила 1/2. Видя сильное влияние гос-ва на экономику Южной Кореи возникает вопрос: можно ли рассматривать корейские частные фирмы как самостоятельные единицы. Этот вопрос можно поставить на основании следующих факторов:
1. высокая зависимость деятельности частного сектора от привлечения заемных средств.
2.под контролем гос-ва находится качество продукции в важнейших экспортных отраслях.Гос-во добивалось,чтобы цены на товары, импорт которых запрещался или ограничивался не превышали условно среднемировые.
3.каждый месяц проводились совещания по вопросам экспорта под руководством президента страны, на которых устанавливались ориентировочно экспортные задания крупным конгломератам.
4.гос-во жестко контролироволо рабочее движение, что избавило предпринимателей от каких-либо серьезных проблем помимо "капитал-труд".
Не менее жестко гос-во в Южной Корее контролирует иностранный капитал.Важно отметить, что прямые иностранные капиталовложения с 1967-1986гг. составляют менее 2% от совокупных валовых инвестиций. Южная Корея стремится привлечь не всякие иностранные инвестиции, а только те, которые вписываются в общую стратигию ее развития. Поэтому не менее 2/3 иностранных капиталовложений концентрируются в таких приоритетных отраслях, как химия, машиностроение и электроника. Таким образом мы имеем "трехсторонний альянс": государство - местный капитал - иностранный капитал. Но при несомненном соблюдении интересов всех трех сторон, гос-во является единственным полностью самостоятельным участником, решения которого обязательны для всех остальных. Также заслугой гос-ва является централизованное планирование с использованием средне-и-долгосрочных планов и целевых программ, с установлением порой конкретных производственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой контроля хозяйственной деятельности и безжалостным экономическим уничтожением неудачников. В сущности, экономика Южной Кореи представляет наиболее гармоничное сочетание планового и рыночного способов ведения хозяйств. Если очень коротко говорить, то именно формирование и умелое использование такого механизма и позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять остойное место в мировой цивилизации.
Реферат опубликован: 18/05/2009