Международное разделение труда и экономическое единство мира

Страница: 1/19

Таблица 4. Экспортная квота экономики (1890-1995гг.)

(доля товарного экспорта в ВВП, %).

В 70-е годы степень вовлечённости стран мира в международное разделение труда резко возросла, сравнялась с уровнем, существовавшем до первой мировой войны, и превзошла его. В 1970 году страны Западной Европы улучшили показатель 1913 года по доле товарного экспорта в ВВП (валовой внутренний продукт).

Описанные процессы в экономике, гигантский прогресс в научно-технической области определили политико-географический облик мира накануне XXI века.

Международное разделение труда в конце ХХ века

Отличительные особенности политико-географического облика мира в конце ХХ века.

Новый этап в развитии мирового хозяйства характеризуется рядом особенностей, имеющих глобальный характер.

1). Второй половине ХХ века характерен рост числа независимых государств. Общее число государств увеличилось с 57 до 193. Мир становится более сложным и многогранным как в политическом, так и в экономическом отношении. Происходит окончательный распад колониальной системы, что означало исчезновение элементов старых интеграционных систем. Кроме этого произошёл распад одного из крупнейших государственных образований в мировой истории - СССР.

В тоже время происходит процесс глобальной политической интеграции народов всего мира. Свидетельством этого процесса является образование, и успешное функционирование ряда мировых организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, МВФ, Европейский парламент и тд. .

2). Большая роль в процессе международной интеграции принадлежит транснациональным корпорациям (ТНК). Их хозяйственная деятельность приобрела глобальный характер, как по географии, так и по масштабам производства и торговли. Общее число ТНК в мире превышает несколько тысяч. Наиболее крупными из них являются, например, Шелл, Кока-кола, Форд, Даймлер-Бенц, Адидас, Сони, Самсунг и другие. Их продукция продаётся, без преувеличения, во всех странах мира.

3). Расширению мирового рынка способствовало бурное развитие транспорта (железнодорожного, авиационного, морского), широких межконтинентальных связей.

Транспорт - это одна из важнейших отраслей экономики любой страны. В эпоху научно-технической революции увеличились скорости, выросла грузоподъёмность всех видов транспорта, и мир стал как бы доступнее. По дну морей протянулись газо- и нефтепроводы, а по дну океанов - кабельные линии (средство доставки информации). Изменения в транспортной сети мира с середины ХХ века показаны в таблице №5.

Виды путей сообщения

1950 г.

1970 г.

1990 г.

Железные дороги

1320

1340

1210

Автодороги

15540

19700

23600

Судоходные реки

и каналы

560

525

544

Нефте- и продуктопроводы

175

395

600

Магистральные газопроводы

186

545

900

Воздушные пути

3300

5510

7900

Реферат опубликован: 5/09/2006