Страница: 7/8
завершение перехода к рациональному сочетанию административных и экономических методов государственного регулирования в области природопользования;
формирование эффективной системы органов государственного управления в сфере природопользования, четкая координация и разграничение сфер их деятельности;
развитие правовой базы в целях стимулирования инновационного и инвестиционного процессов в сфере природопользования;
оптимизация объемов и расширение диверсификации источников инвестиции при воспроизводстве, потреблении и охране природных ресурсов;
развитие государственного регулирования экспортно-импортных операции в сфере природных ресурсов;
осуществление государственной поддержки научных исследований как важнейшей исходной части технологического цикла в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;
создание условий для сбалансированного природопользования как основного фактора устойчивого развития страны;
обеспечение разграничения функций и прав федеральных органов и субъектов Российской Федерации в сфере природопользования;
учет региональных особенностей и потребностей природопользования при совершенствовании структуры экономики России в целом.
Речь идет о противодействии монопольному поведению крупных корпоративных структур, в ряде случаев тормозящих инновации и нарушающих нормы природопользования .
На первом этапе усилия государства должны быть направлены на решение следующих проблем:
совершенствование природно-ресурсного законодательства, в том числе усиление административной и уголовной ответственности за его нарушение;
углубление и совершенствование экономического механизма природопользования;
уточнение и корректировку системы лицензирования и регламентации режимов природопользования;
разработку механизма аудита в области природопользования;
расширение перечня видов природных ресурсов, используемых на платной основе;
создание действенного механизма финансового обеспечения программ и мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов;
формирование критериев и требований к разграничению государственной и иных видов собственности на природные ресурсы;
создание федерального фонда резервных месторождении полезных ископаемых и иных видов естественных богатств. В дальнейшем основные усилия следует сконцентрировать на
завершении создания унифицированной системы нормативно-правового обеспечения;
реализации государственной политики в области природопользования;
переходе к управлению и регулированию природопользования на основе разграничения государственной собственности на природные ресурсы между центром и субъектами;
развитии (реформировании) системы налогообложения в сфере природопользования с преимущественным замещением акцизов рентными платежами;
внедрении системы страхования и аудита в практику природопользования;
введении территориальных комплексных кадастров природных ресурсов;
создании единой унифицированной информационно-аналитической и учетно-статистической системы по природным ресурсам и ряду других направлений. В связи с этим необходимо
разработать и начать реализацию концепции государственной природно-ресурсной политики, включающей в себя проблемы нормативно-правового, экономического, учетно-статистического обеспечения рационального природопользования;
завершить подготовку нормативно-правовой базы для введения платы за пользование всеми видами природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот;
продолжить совершенствование системы платежей за право пользования недрами, включая возможность получения недропользователями льгот за истощение недр или за отработку низкокачественных руд, содержащих дефицитные полезные ископаемые.
В дальнейшем следует предусмотреть уменьшение числа налогов и переход в основном к рентным платежам, повысить эффективность государственного управления природопользованием, укрепить экономические основы федерализма в области отношений собственности на природные ресурсы, усилить административную и уголовную ответственность за нарушения природно-ресурсного законодательства, обеспечить соблюдение национальных интересов при привлечении иностранных инвестиций, совершенствование природо-ресурсного законодательства, углубление экономического механизма природопользования, корректировка системы лицензирования и регламентации, разработку механизмов аудита, расширение перечня платных природных ресурсов .
Реферат опубликован: 16/12/2007