Страница: 6/13
России уголь будет нужен всегда. Наши расстояния, растянутые коммуникации, холодные зимы никогда не позволят ограничиваться каким-то одним типом энергетики. Скажем, ГЭС зависят от природных случайностей - засух, паводков, чрезмерных холодов. АЭС потенциально опасны, и после чернобыльской катастрофы в обществе не ослабевают антиядерные настроения. Атомная энергетика нерентабельна в малонаселенных регионах, а таких в России 60%. Новые альтернативные виды энергетики не скоро найдут массовое применение. А уголь - универсальное топливо: его можно использовать в любом климате, на электростанциях самой различной мощности, вплоть до индивидуальных котлов. При современных способах сжигания угля природа страдает минимально, и уже строятся экологически чистые котельные, в частности, в Кузбассе. Уголь к тому же еще и ценнейшее сырье для химической промышленности.
Доступные запасы угля в России вполне сопоставимы с американскими или австралийскими, у нас есть месторождения высококачественных углей, спрос на которые очень велик как внутри страны, так и на мировых рынках. Острая нехватка средств тормозит реструктуризацию отрасли.
И все же сегодня ясно, что достижение рентабельности угольных предприятий возможно, причем в короткие сроки. Ряд угольных разрезов, в том числе малых, строительство которых началось в Приморье и Сибири, дают дешевый уголь. Если удастся завершить реструктуризацию, через пять - семь лет наша угольная промышленность будет не менее рентабельной и эффективной, чем австралийская или колумбийская. Это даст возможность не только обеспечить нашу энергетику и коммунальное хозяйство дешевым топливом, но и наладить масштабный экспорт угля.
Сейчас Россия экспортирует свыше 10% угля, развернуто строительство угольного терминала в новом порту Усть-Луга, что позволит существенно увеличить эту цифру. Можно и должно использовать для экспорта наши дальневосточные порты, но мешают огромные железнодорожные тарифы. Есть и альтернативные разработки: уголь, подобно нефти и газу, можно транспортировать по трубопроводам. Американские угольщики строительством углепроводов вынудили железные дороги резко снизить цену на перевозки угля. При нашей растянутости и перегруженности коммуникаций такое решение должно принести большую выгоду - увеличивать грузопотоки по Транссибирской магистрали сложно, строить еще одну, параллельную дорогу для перевозок угля - очень дорого и долго. Уже действует углепровод Белово - Новосибирск, и хочется надеяться, что это только первая ласточка.
Уголь останется одной из основ нашей энергетики, но для того, чтобы успешно завершить процесс реструктуризации и коммерциализации угольной отрасли, необходима целенаправленная государственная политика, а не пожарные меры при острых социальных конфликтах в угольных регионах. Реформирование любой отрасли требует денег, а угольной - больших денег. Без мощных финансовых вливаний не удалось бы закрыть шахты Германии и Великобритании, Франции и Бельгии. Без масштабных инвестиций не было бы успешного развития угольной промышленности в США, Китае, Австралии, ЮАР и Колумбии. Но стихийно, "самотеком" никакие инвестиции не приходят; сначала разрабатывается государственная концепция развития перспективной отрасли, подводится четкая законодательная база, затем привлекаются капиталовложения. Очень важно существование государственной структуры, планирующей и проводящей в жизнь эти проекты. В тех странах, где этого не делается, даже богатейшие месторождения полезных ископаемых лежат втуне, не развивается ни промышленность, ни сельское хозяйство. Бессмысленно уповать на стихийное рыночное регулирование хозяйства. Государственная власть обязана не только принимать принципиальные решения о путях развития экономики, но и способствовать укреплению структур и институтов, обеспечивающих оптимальные условия экономического развития. Особенно важно в переходный период сохранить управляемость отрасли. А это значит, что недопустимо растаскивать ее на не связанные между собой предприятия, во всяком случае, до создания тех самых упомянутых выше условий. Только дальнейшее сохранение единства и баланса предприятий угольной отрасли обеспечит бескризисное хозяйственное развитие, что особенно важно для угольной отрасли - одной из самых сложных в нашей непростой экономике.
Реферат опубликован: 17/05/2009