Страница: 2/3
Столь бурное развитие металлодобывающей промышленности создало все предпосылки для развития новых видов техники для ее обработки. Одним из талантливейших русских машиностроителей первой половины XVIII века был Андрей Константинович Нартов (1693-1756). Наиболее известны токарно-копировальные станки Нартова, предназначенные для вытачивания сложных предметов декоративно-прикладного исскуства и медалей. Созданные А.К. Нартовым токарно-копировальные станки имели большое значение для последующего развития станкостроения. На развитие токарного мастерства в России большое влияние оказала Палата резных и столярных дел при московской Оружейной палате. Возникшая в первых десятилетиях XVI века Оружейная палата достигла в середине XVII столетия своего наивысшего расцвета. В ее ведении находилась иконная и парсунная (портретная ) живопись, чеканка по золоту и серебру, эмалевое и финифтевое производства, швейное, экипажное, плотничное, резное исскуства. В Оружейную палату присылали наиболее умелых ремесленников из Новгорода, Полоцка, Смоленска и других городов, в их числе были резчики и токари. Несмотря на то, что создаваемые в Оружейной палате изделия несли на себе печать традиционных форм, свойственных мастерам различных городов и школ, они обладали определенным стилистическим единообразием. Русские умельцы овладевали также опытом и знанием зарубежных ремесленников, которых приглашали из разных стран Европы и которые обычно навсегда оставались в России.
Потребности начавшейся в 1700 г. Северной войны резко изменили направление работы Оружейной палаты. Она становится поставщиком армии, уделяя все свое внимание созданию различных видов вооружения.
Начало XVIII века в России ознаменовалось бурным развитием отечественной науки и промышленности, направленном в первую очередь на укрепление военного потенциала страны. Потребность в первоклассном снаряжении для армии и флота не могла быть удовлетворена без развития производства необходимых приборов и инструментов. Они были нужны также и для проведения научных исследований и строительства, для снаряжения многочисленных в то время научных экспедиций, для оснащения мастерских при промышленных предприятиях, для всевозможных школ и училищ, готовящих различных специалистов. Общественная значимость этих запросов активизировала деятельность тех областей городского ремесла, которые и ранее создавали некоторое количество медицинских, оптических, чертежных и других инструментов. Поставленные перед приборостроение новые задачи требовали и новых форм организации труда и подготовки высококвалифицированных кадров.
В XVIII - первой половине XIX веков в Петербурге работа над создание математических, физических, оптических, метеорологических и подобных им научных инструментов и приборов была сосредоточена в нескольких центрах, сформировавшихся на предприятиях и учреждения, которые наиболее остро в силу стоящих перед ними задач нуждались в них. К таким центрам можно отнести основанную при Петербургской Академии наук Инструментальную палату. Специализированным инструментальным заведением была и образованная при Адмиралтействе компасная мастерская. В Школе художеств при Артиллерийском и инженерном шляхетском кадетском корпусе среди классов был также и инструментальный. Вначале XIX века в России возникло Механическое заведение Главного штаба. Научные инструменты делали мастера при Медико-хирургической академии и при Главной астрономической обсерватории. В каждой из этих мастерских рядом с опытными мастерами работали и ученики, на практике постигавшие тайны сложного инструментального дела. Попытку организовать систематическую подготовку молодых кадров приборостроителей сделала во второй половине XVIII века Академия художеств. В ней открылся инструментальный класс, просуществовавший до 1796 г.
Истинно экспериментальной базой русского приборостроения стала Инструментальна палата, созданная при Академии наук в 1726 г. С1736 по 1742 г. ею руководил А.К. Нартов. Еще задолго до этого времени, в период подготовки к открытию в Петербурге Академии наук, он подал Петру I проект “Академии разных художеств”. В нем, кроме мастеров, имеющих непосредственное отношение к искусству, были предусмотрены мастера различных ремесел или, как их тогда называли “художеств”.
Петр I одобрил этот проект, но не успел его осуществить. Все же в открывшейся в 1725 г. Петербургской Академии наук уже через год были учреждены некоторые из предложенных Нартовым мастерских или, по терминологии тех времен, “палат”. Так возникла Инструментальная палата; одновременно с ней в Академии были открыты Слесарная и Оптическая палаты. Работы двух последних мастерских мы касаться не будем и сосредоточим внимание на деятельности Инструментальной палаты, где изготавливались самые разнообразные виды инструментов. В опубликованном в “Санкт-Петербургских ведомостях” в 1743г. “Реэстре тем инструментам, которые в Инструментальной палате при Академии наук делаются и по ниже писанной цене продаются”, их было перечислено около 100.
Реферат опубликован: 8/09/2008