Страница: 3/7
Начиная с 1989 года в Москве, а затем и Московской области смертность стала превышать рождаемость - началась естественная убыль населения.
Среди причин снижения рождаемости - демографические волны и общий социально-экономический кризис в России.
Наиболее мощная демографическая волна возникла в годы Великой Отечественной войны (см. рис.1), когда рождаемость резко снизилась. Кризисная ситуация в экономике и вообще в российском обществе также способствовала снижению рождаемости: молодые семьи, сталкиваясь с экономическими трудностями, не желают заводить детей или откладываают это “до лучших времен”.
Основная причина повышения смертности за последние годы - ухудшение условий жизни людей, прежде всего питания и медицинской помощи. Увеличилась смертность от несчастных случаев, отравлений и травм. Сыграло роль и ухудшение криминогенной ситуации, хотя удельный вес этого фактора и незначителен.
Как следствие, повышенная смертность и пониженная рождаемость предопределили отрицательный прирост населения: в Москве он составляет -1% в год, а по МСР -0,7%.
Кроме того, изменилась средняя продолжительность жизни за период всего в 5 лет: с 1990 по 1995 гг. (см. табл.2). Она уменьшилась на 4 года; возросла разница в продолжительности жизни мужчин и женщин на 3 года; однако средний возраст населения остался примерно на том же уровне.
Половозрастной состав и распределение сельских и городских жителей МСР
В XIX и начале XX века преобладающий пол в Москве составлял мужской: 55-60% населения. В сельской местности МСР была обратная картина - преобладание женщин. Это былo обусловленo тогдашним положением деревни Центральной России: скудные подзолистые почвы не могли обеспечить растущее сельское население. Чтобы выжить, большая часть селян занималась различными промыслами. Другим способом получить дополнительный доход было отходничество, неземледельческий отход на заработки в город.
Часто крестьянин начинал с того, что уходил на работу в город осенью, закончив сельскохозяйственные работы, а весной снова вовзвращался в деревню. Потом он мог переехать в город ненадолго, но все еще возвращался ежегодно на сельскохозяйственные работы. Наконец он перезжал в город и перевозил туда свою семью.
Таким образом, в Москве постоянно была значительная категория мужчин, пришедших туда на заработки. Наиболее ‘мужскими” были рабочие кварталы. Например, в 1871 г.в Арбатской части (где проживали зажиточные слои населения) женщины составляли 50% населения, а в Рогожской - 39%, Серпуховской - 37%.
Позже первая мировая и гражданская войны вызвали призыв значительной доли мужчин в армию. Последствия войн и более высокая смертность среди мужчин привели к преобладанию женщин в населении, особенно в старших возрастах.
Наглядное представление о составе населения дает так называемая половозрастная пирамида - своебразная диаграмма, показывающая распределение населения по полу и возрасту. По рис.4 и 5 хорошо видны в настоящее время большая доля пенсионеров, сокращающееся число детей, большой перевес женщин над мужчинами в старших возрастах.
На половозрастной пирамиде запечатлено состояние населения только в настоящий момент времени, это своего рода фотография, моментальный срез демографических процессов. Но по ней можно восстановить и демографическую историю.
Так, все пирамиды показывают уменьшение рождаемости за последние несколько лет, поскольку начиная с 5 лет число более молодых детей все меньше и меньше. На пирамидах можно проследить и воздействия Великой Отечественной войны: людей 1942-1945 гг. рождения (которым к 1996 г. исполнилось 50-53 года) гораздо меньше, чем в соседних возрастных группах. Еще один крупный “шрам” на пирамиде - в возрасте 58-59 лет. Это результат голода во многих районах России (последовавшего за коллективизацией).
Форма половозрастной пирамиды зависит не только от колебаний рождаемости и смертности, но и от миграций населения. Москва и ее окрестности всегда были центром притяжения переселенцев со всей России.
Современные этносоциальные процессы
Миграции, национальный и религиозный состав в МСР
Современная Москва - многонациональный город. На 1 января 1997 г. (см. табл.1) в ней проживают представители более 130 наций и народностей, в т.ч. 8 млн. русских, 253 тыс. украинцев, 175 тыс. евреев, 157 тыс. татар и др.
Религиозный состав населения. С учетом смешанных браков, в т.ч. в нескольких поколениях, число москвичей , имеющих иудейскую ветвь в происхождении, оценивается в 700 тыс. чел., число имеющих мусульманскую ветвь - 800 тыс. чел. Численность потенциального католического контингента - не более 70 тыс. чел. (по дневному населению с учетом приезжих). Характерная черта демографического развития Москвы и области - стабильность религиозных воззрений. По экспертным оценкам, 60-65% москвичей - это, как минимум, неравнодушные к религиозным учениям люди, хотя бы периодически посещающие религиозные центры, в той или иной мере верующие люди; при этом только 8-10% москвичей - действительно глубоко верующие люди. Число москвичей, неравнодушных к религиозным учениям, растет; по современному потенциальному конфессиональному (религиозному) составу жителей Москва - в подавляющей мере православный город. Ощущается тенденция увеличения удельного веса мусульманского контингента и сокращение доли иудейского контингента в целом по городу.
Реферат опубликован: 23/07/2006