Страница: 4/9
Осуществляемая экономическая реформа исходила из замены бюджетного финансирования капитальных вложений заемными и собственными средствами предприятий. Однако претворение этой политики в жизнь натолкнулось на многие трудности. В результате ТЭК остается и без государственных капиталовложений, и без достаточных инвестиций, осуществляемых за счет предприятий. Здесь сыграли свою роль низкая рентабельность большинства предприятий ТЭК при действующих ценах на энергоресурсы, падение платежеспособного спроса, огромные по масштабам, как уже отмечалось, неплатежи потребителей, высокий и все увеличивающийся уровень налогообложения, запоздалое решение проблем амортизационных отчислений в связи с переоценкой основных фондов, огромный рост транспортных издержек, а также падение экспортных цен на нефтегазовую продукцию ТЭК в 1998 г. Высокие проценты по привлекаемым заемным средствам сделали невыгодным использование кредитов на уровне предприятий.
Неблагоприятное положение с инвестированием наглядно иллюстрируется ситуацией в 1998 г., когда намеченную программу по капитальным вложениям по основным нефтяным и газовым компаниям не выполнили «Коми-ТЭК» (на 65%), «Спавнефть» (на 39%), «СИДАНКО» и «Татнефть» (на 27-28%). «ЛУКойл» (на 22%), «ОНАКО» (на 15%), предприятия нефтепереработки (на 33%). Перевыполнили — предприятия газовой промышленности (на 33%), компании «Сургутнефтегаз» (на 5%) и ТНК (на 6%).
В целом, в 1998 г. капиталовложения в российский ТЭК, осуществленные из всех источников, были ниже намеченных прогнозных показателей на 6%, в том числе по предприятиям нефтяной промышленности на 11 %. Предприятия газовой промышленности перевыполнили прогнозные наметки на 33%. В сравнении с 1997 г. (в сопоставимых ценах) капиталовложения в ТЭК снизились на 28%, в том числе предприятиями нефтяной промышленности на 27% и предприятиями газовой промышленности на 34%.
Таким образом, отсутствие правовой стабильности, агрессивная налоговая политика, рост криминогенной обстановки в ТЭК и вокруг него, введение высоких экспортных пошлин и акцизов привели к масштабному сокращению инвестиций и даже оттоку капитала из России, а инвестиционный климат сделали неблагоприятным для любых инвестиций, независимо от того, являются они отечественными или зарубежными. Непредсказуемость дальнейшего развития событий в ТЭК, особенно в нефтяном секторе, затрудняет достоверную оценку потребностей России в инвестициях на стабилизацию положения в ТЭК и его дальнейшее развитие. Тем не менее постараемся определить, хотя бы приблизительно, возможные параметры необходимых капиталовложений для реанимации главной отрасли промышленного производства страны.
Для этой цели воспользуемся главными программными документами, определяющими российскую энергетическую политику на перспективу. К их числу, в первую очередь, относятся «Основные направления энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса РФ на период до 2010 года», утвержденные Указом Президента Рф от 7 мая 1995 г. № 472, и «Энергетическая стратегия России», одобренная Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1006. Дополнительно к ним Правительство РФ утвердило Постановлением от 6 марта 1996 г. № 263 федеральную целевую программу «Топливо и Энергия» и Постановлением от 24 января 1998 г. № 80 федеральную целевую программу «Энергосбережение России на 1998-2005 годы». Энергетическая политика, разработанная в этих основополагающих документах, учтена и отражена также в программе «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31 марта 1997 г. № 360, а также в других программных документах, принятых в 1998- 1999 гг.
При анализе этих документов следует учитывать, что они концентрируют свое внимание не на определении параметров процесса развития ТЭК, а на установлении условий, при которых развитие ТЭК осуществлялось бы в заданном направлении. В этой связи количественные оценки, приводимые в документах, носят чисто прогнозный характер. Тем не менее представляется целесообразным рассмотреть, применительно к нефтегазовой отрасли, два содержащихся в них сценария возможного развития ТЭК, являющихся минимальным и максимальным вариантами. Оба сценария базируются на одной стратегии развития ТЭК, но отличаются друг от друга сроками, темпами развития, масштабами и очередностью ввода в эксплуатацию отдельных объектов.
Реферат опубликован: 30/07/2007