Страница: 9/12
«Укртатнафта» произвела не более 29% мазута, при высоком выходе бензина и дизтоплива (23% и 28% соответственно). При этом бензин А-95 составил около 7% суммарного производства бензинов, а доля А-92 в реальности превысила 10%. В то же время, объем производства дизельного топлива на Херсонском НПК составляет 35%.
Надворнянский «Нефтехимик Прикарпатья» по итогам 9 месяцев 1999 года вошел в число лидеров по загрузке производственных мощностей. На протяжении 9 месяцев предприятие демонстрировало стабильность и улучшение производственных показателей в таких сферах как оптимизация номенклатуры продукции, снижение потерь, активное выполнение работ по модернизации и техническому перевооружению завода.
Пути уменьшения зависимости от российского экспорта
Наличие монопольного поставщика сырой нефти России позволяет ему завышать цены на 7-12 долларов за тонну, или на 14-24% по сравнению с мировыми. Эти деньги украинские НПЗ могли бы потратить на модернизацию, или создание альтернативных источников поставок.
В последние годы Украина предпринимала активные шаги, направленные на уменьшение ее зависимости от российского экспорта нефти. В январе 1997 г. открылась паромная линия между Грузией и Украиной, ставшая первым шагом в направлении создания транспортного коридора для нефти Каспия в Украину. Кроме того, Украина имеет долгосрочные планы строительства нетфепровода, который бы связал трубопровод «Дружба» с нефтеналивным терминалом в Одессе. Эта система позволила бы Украине обеспечавать местные нефтеперабатывающие заводы нефтью, поступающей из Азербайджана через грузинские порты. Также существует проект, предусматривающий поставку сырой нефти из Ирака, Ирана и Саудовской Аравии на новый наливной нефтетерминал в Самсуне. После этого нефть будет доставлятся танкерами в Одесский терминал для дальнейшей поставки на украинские нефтеперерабатывающие заводы.
Нефтепродукты и нефтерынок
Нефтяная промышленность сегодня - это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям.
Что значит нефть сегодня для народного хозяйства страны? Это:
сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, полипропилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей;
источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина), дизельного и реактивных топлив, масел и смазок, а также котельно - печного топлива (мазут), строительных материалов (битумы, гудрон, асфальт);
сырье для получения ряда белковых препаратов, используемых в качестве добавок в корм скоту для стимуляции его роста.
В течение октября украинский топливный рынок демонстрирует завидную устойчивость. Похоже, что в зимний период в общем объеме поставляемых нефтепродуктов возрастет удельный вес продукции украинских нефтеперерабатывающих заводов.
В начале октября одним из важнейших факторов в работе рынка стала активизация отгрузок нефтепродуктов кредиторам заводом АО «Укртатнафта». Именно кременчугский ресурс стал причиной еле заметного падения цен и ощутимого увеличения количества предложений в середине октября. Вспомним, что нефть в период апреля-мая поставлялась по цене в районе $65 за тонну, что при нынешних ценовых показателях стоимости нефти и нефтепродуктов, даже с учетом неминуемых потерь при вынужденном «простое», позволяет компаниям снижать цены на полученный ресурс. Предложение бензина А-76 от компаний «Ява» и «Аль-Ями Интернешнл» заняли минимальную отметку – 1325 и 1335 гривень за тонну. Подобная ситуация наблюдается и при торговле дизельным топливом, минимальную планку стоимости которого в Кременчуге являет из себя «Укр-Петролеум» – 1030 гривень за тонну.
Наиболее сложная ситуация наблюдается на западе Украины. Изначально повышенная, как минимум, за счет транспортировки нефти себестоимость продукции западно-украинских заводов на сегодняшний день уже не в силах сравниться с поступаемым импортным объемом. Развеять миф о «непроходимости» западно-украинских нефтепродуктов в крупном опте взялась киевская компания «Нафком» (ранее «Сахара»), которая, будучи в обозримом прошлом партнером АО «Укртатнафта», с недавнего времени пробует свои силы в Дрогобыче. Судя по ценам, пока получается.
Реферат опубликован: 25/03/2010