Страница: 3/7
В Саудовской Аравии добычу нефти можно без преувеличения назвать огромной. Из полу миллиардно тонной добычи страна « усваивает » лишь 50млн.,. да и то с трудом, «давясь». Ей заведомо не нужно столько нефти. Не нефтедобыча возникла здесь в ответ на потребности экономики в нефти, а сама нефтепотребляющая экономика стала позднейшим ответом на огромную нефтедобычу, которая начала вестись в интересах внешних потребителей. Нефтепотребление в Саудовской Аравии сформировалось по принципу «ешь пока дают». Сжигающие нефть тепловые электростанции и опреснители, транжирящие энергию ради того, чтобы строить города на песке и растить пшеницу среди бесплодных пустынь Аравии, нефтехимические заводы, перерабатывающие нефть главным образом не для местных нужд, а для последующего экспорта продукции - все это суть исчадие подземного мира , богатейших нефтеносных недр, а не результат длительного преемственного развития экономики на собственной интеллектуальной, культурной и трудовой основе. Но даже с учетом неумного транжирства саудовское внутреннее потребление нефти - это капля в море нефти добываемой. Страна - крупнейший в мире продавец нефти, во многом определяющий состояние мирового рынка первичных источников энергии.
Нефтяная экономика РФ
Россия занимает промежуточное положение между полюсами «сверх потребителя» - США и «сверх добытчика» - Саудовской Аравии. Страна с мощной многоотраслевой экономикой, емким внутренним рынком издавна и в больших количествах успешно переваривает собственную нефть. Основной смысл добычи нефти - не в получении за нее валюты, как в Саудовской Аравии, а в питании своей энергетики, своей промышленности, своей армии, своего транспорта, своего коммунального хозяйства. Вместе с тем при меньшем, чем в США, потреблении и при больших запасах, страна имеет значительные излишки нефти для поставки их на мировой рынок. Впрочем, теперь не такие уж большие.
Ныне Россия добывает примерно 300 млн. т нефти в год. Потребляет же 130 млн., что очень мало. Сравнительно маленькая и теплая Германия потребляет немного больше нас, Китай - в полтора раза больше, Япония - вдвое больше! Уровень потребления нефти в РФ - кризисный. В годы Советской власти, при функционирующей экономике РСФСР потребляла 250 млн. т нефти в год. Если мы вернемся (а рано или поздно это произойдет) к настоящей, развитой, многоотраслевой, энергонасыщенной экономике, к боеспособной армии и флоту, к нормально обогреваемым городам и посёлкам, а уровень добычи нефти при этом останется таким же, как сегодня, то РФ практически не будет иметь излишков нефти для экспорта. Лишние наши 50 млн. т не сделают погоды на мировом рынке, да и нашей стране - при ее масштабах - не дадут сколько-нибудь чувствительных доходов. 50 млн. т экспортируемой нефти могут затопить «Мерседесами», дорогими компьютерами и швейцарскими часами какой-нибудь Кувейт. Для нас валютно-ощутимые размеры экспорта начинаются с сотен миллионов тонн в год. Страна должна выбрать - либо форсированно гнать нефть, газ и прочее сырье на экспорт и из поступающей валюты строить в столице псевдопроцветающую экономику на манер арабских шейханатов (но уж тогда точно знать свой шесток), либо закачивать живую нефть (а не нефтедоллары) в собственную энергетику и химию и реанимировать свою индустриальную и военную мощь (но тогда сознательно идти на сокращение валютных доходов и самоограничение в потребительском импорте. И тот и другой путь чреват многими проблемами и неожиданностями. Попытавшись сделать ставку на первый путь, РФ уже столкнулась с ощутимыми ударами по носу: падение мировых цен на нефть, нежелание нефтяного рынка потесниться, чтобы пустить конкурента, будь он хоть трижды демократический. Возможно, конечно и лавирование между двумя путями; так в общем-то делало советское руководство в так называемый период застоя. Но опыт мирового развития учит: на продаже минеральных ресурсов устойчивого развития не построишь.
Впрочем, сейчас и идут теоретические споры, хваткие ребята из нефтедобывающих районов могут решить все третьим путем: выгородить свои нефтяные анклавы из территории РФ полугосударственными (а то и государственными) границами и создать парочку-тройку нижнеобских или средне волжских шейханатов. Ведь именно так когда-то возникали всякие Кувейты и эмираты - консервные банки с нефтяным содержимым, изолированные британским империализмом от общеарабского пространства. Если 17-я мухафаза (губернаторство) Ирака (а именно таковым не без веских оснований рассматривается Кувейт народом Ирака, да и частью самих кувейтцев) может слыть самостоятельным государством и пользоваться военной поддержкой (фактически протекторатом) США, то кто помешает 87, 88 и 89-му субъектам так называемой Российской федерации пойти по аналогичному пути?
Реферат опубликован: 7/07/2008