Страница: 6/11
Основным средством общения служит арабский язык в литературной форме и его разговорный диалект, широко употребляется также французский. Государственный язык — арабский.
Согласно конституции, государственной религией является ислам. Президентом республики может быть только мусульманин. Конституция вместе с тем гарантирует свободу совести и свободное отправление религиозных культов.
В стране, особенно в первые годы независимости, была развернута активная борьба против архаических пережитков, связанных с исламом, создана единая система светского образования, ликвидирована сеть коранических школ при мечетях. Высшее учебное заведение аз-Зитуна, в прошлом крупный центр мусульманского богословия, было преобразовано в факультет Тунисского университета. По решению властей повсеместно были закрыты «завии» — святыни братств и марабутов.
До последнего времени Тунис среди арабских стран несколько выделялся характером преобразовании в области социальной и культурной жизни, оказавших определенное влияние и на демографическую ситуацию в стране. В 1956 г. был принят Кодекс законов о семье и браке, который запретил полигамию, установил юридическое равноправие мужчин и женщин. С середины 60-х годов активно пропагандируется практика планирования семьи. Медицинские мероприятия, проведенные в рамках этой кампании, дали некоторые положительные результаты в сочетании с политикой, направленной на эмансипацию женщин. Известную роль сыграло повышение брачного возраста. Законом от 1964 г. он установлен в 17 лет для девушек и 20 лет для мужчин.
На динамику и состав населения существенное воздействие оказывают внешние миграции. В последние десятилетия неуклонно нарастал поток эмиграции тунисских рабочих во Францию ФРГ, с 70-х годов — в Ливию и страны Персидского залива. Большинство отъезжающих в поисках работы за границу составляют мужчины. Общее число тунисцев эмигрантов в 70-х годах достигало 200 тыс., в том числе 150 тыс. проживали во Франции.
В независимом Тунисе быстро растет армия наемного труда и рабочий класс. Ныне на рабочих и служащих приходится более 50% экономически активного населения. Свыше 200 тыс. кадровых фабрично заводских рабочих насчитывает в своих рядах пролетариат.
За последнюю четверть века резко сократилась занятость в сельском хозяйстве. В 50-х годах аграрное население составляло 70%. Согласно результатам переписи 1966 г. доля тунисцев живущих сельскохозяйственным трудом, сократилась до 41% а в 1975 г. она составила уже 32%. В промышленности и ремесленном производстве, в строительстве занято 26% экономически активного на селения, на транспорте и в сфере обслуживания — 25% остальные 17% — безработные и «лица неопределенных занятий».
Тунис — страна с относительно высокой долей городского населения.
По условиям жизни и бытовому укладу, материальной культуре население страны традиционно делилось на две большие группы: горожан и сельских жителей, с одной сторон, и бедуинов-кочевников — с другой. Термином «бедуины» мы пользуемся условно. Скотоводческие племена, занимавшие предпустынную область и сухие степи, а отчасти север страны (Западный Телль), издавна вели полуоседлый образ жизни. Примерно с XVII в. крупные племена (зласс, фрашиш хаммама) не меняли основных мест расселения и совершали лишь сезонные перекочевки. Однако еще в начале XX в. жители степей и полупустынь сахарской зоны обитали в палатках, иногда в непрочных хижинах, которые здесь называют гурби. Гурби встречаются двух видов. Первый — это круглая хижина киб. Ее каркас устроен из веток, стенами служат циновки, укрытые сверху соломой. Второй вид гурби — маамра, прямоугольный в плане дом, сложенный из грубо обтесанного камня, а чаще из брусков высушенной на солнце глины. Обычно такие жилища стоят изолированно или образуют поселение — дуар. Дуары в настоящее время являются основным типом поселения в степях и на юге, часто они встречаются в северо-западных районах Туниса.
Полную противоположность являет собой система сельского расселения в сахеле и на севере востоке страны — в дельте р. Меджерды и на мысе Эт-Тиб. Большие села, имеющие порой по нескольку тысяч обитателей, здесь расположены невдалеке друг от друга, образуя своего рода цепочки поселений. Характерной чертой приморских районов является сходство городской и сельской застроек. Жилище сахельского крестьянина имеет такую же планировку, как и городские дома традиционного типа, с тем лишь различием, что отсутствует второй этаж, и большая часть помещении отводится для хозяйственных целей. Деревни Восточного Туниса сближает с городом и высокая плотность застройки. Крашенные белой известью каменные дома сливаются в сплошную длинную стену. Две-три прямые улицы разделяют село на кварталы, пронизанные лабиринтом проулков и тупиков. Центром служит небольшая площадь или главная улица с мечетью, кофейнями, торговыми рядами.
Реферат опубликован: 28/09/2009