Общее машиностроение России

Страница: 1/5

ВВЕДЕНИЕ

Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка, объединяющие несколько десятков отраслей и под­отраслей. На долгу машиностроительного комплекса в 1995 приходи­лось: 18,2% стоимости произведенной промышленной продукции в стране, 38,6% промышленно-производственного персонала и 25% сто­имости основных промышленно-производственных фондов. Уровень рентабельности продукции машиностроения в 1995 п. составил около 21%, что в 2 раза ниже уровня 1990 п. В составе комплекса на машино­строение приходится определенный обьём выпускаемой продукции.

Объем производства продукции машиностроения зависит как от потребностей в ней, так и от наличия необходимых производственных мощностей, кадров, материальных и денежных ресурсов (табл. 5.1).

В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексов 9 отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инст­рументальная промышленность; приборостроение; тракторное и сель­скохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и др.

Радикальные рыночные реформы и конверсия ВПК 1992 — 1996 г привели машиностроительный комплекс к кри­зису Резко изменившийся в первой половине 90-х гг. спрос на продук­цию стал причиной спада производства, снижения темпов НТП, раз­рыва хозяйственных связей, не конкурентоспособности изделий, ста­рения основных фондов. Возник дисбаланс между производственным потенциалом и фактическим уровнем производства. Предприятия пре­кращают производить сложные изделия, требующие глубокой коопе­рации, и переходят к выпуску непрофильной, но имеющей спрос де­шевой и простой продукции. Резко сократился удельный вес машино­строительной продукции в общем объеме российского экспорта, со­ставив в 1995 г 3,7%. Кризисные процессы в отрасли усугубились в связи с высоким уровнем концентрации и монополизации производства. Сре­ди предприятий каждое выпускает более 75% определенного вида продукции и является монопольным производителем. Структурная пе­рестройка в машиностроительном комплексе происходит медленно из-за слабой адаптации к работе в новых экономических условиях и отсут­ствия у предприятий оборотных средств.

В настоящее время почти все предприятия гражданского машино­строения стали акционерными обществами. В прямом государствен­ном управлении в 1996 г находилось только 7% предприятий отрасли. Однако на большинстве приватизированных предприятий еще не про­изошло существенных изменений в структуре, номенклатуре и объе­мах производства продукции.

В развитии машиностроения приоритетными являются два основ­ных направления. Первое связано с решением социальных проблем: выпуск машин и оборудования для АПК, легкой промышленности, ме­дицинской техники и предметов оборудования. Второе: развитие элек­троэнергетической и электротехнической промышленности, производ­ства вычислительной техники, приборостроения и станкостроения.

Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно име­ет профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние по­требности, дополняет промышленный комплекс. Более 85% продук­ции машиностроения и металлообработки производится в европейской части России. Важное значение имеет увеличение роли восточных рай­онов.

В Сибири и на Дальнем востоке отрасль представлена в основном предприятиями электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прес­сового и литейного оборудования. Рациональность дальнейшего раз­мещения предприятий машиностроения в этих районах обусловлива­ется возрастающей потребностью в продукции, а также наличием энер­гии, топлива, металла, водных ресурсов, промышленных площадок, пригодных к строительству Здесь можно создавать энерго- и металло­емкие отрасли.

Реферат опубликован: 30/07/2009