Страница: 12/17
7. Япония в международных экономических отношениях.
Смена модели экономического роста привела к глубокой перестройке внешнеэкономической сферы, которая на протяжении всего послевоенного периода играла огромную роль в экономическом развитии Японии. Главным фактором явилось изменение соотношения между экспортом товаров и экспортом капитала за счет быстрого роста последнего. Примером являются отношения с новыми индустриальными странами Азии. Один за другим передает Япония в эти страны "нижние этажи" своей промышленной структуры (главным образом сырьеемкие отрасли), развивая на своей территории все более и более сложные производства. С каждым годом растут поставки из этих стран в Японию различных товаров (текстиль, металлопродукция, химические удобрения, некоторые виды электротехники и машиностроения), производство которых в Японии сокращается. Это ведет, в свою очередь, к снижению ввоза сырья и энергоресурсов для выпуска этих товаров. В то же время усилились интеграционные контакты Японии с развитыми странами, в первую очередь США.
В результате быстрого экономического развития Япония заняла одно из ведущих мест в международных экономических отношениях. В начале 90-х годов она вышла на второе место в мире по общему объему зарубежных капиталовложений (15% общемирового объема). В предыдущие десятилетия ведущей формой отношений выступала внешняя торговля. По размерам экспорта Япония уступает только США и ФРГ, на ее долю приходится 9—10% мирового экспорта (1994-1995гг.). За рубежом реализуется 10—13% ВВП. Ряд отраслей промышленности почти полностью работает на экспорт (производство часов, магнитофонов — 90%, кассовых аппаратов — 83%, копировальных машин — 77%).
7.1 Развитие и структура внешней торговли.
За последние 50 лет объем экспорта Японии увеличился более, чем в 70 раз, его темпы почти в два раза опережали прирост мирового экспорта.
В основе успехов японских компаний на мировых рынках лежит конкурентоспособность продукции, которая формируется за счет высокого качества, новейшей технологии, кадровой политики, авторитета фирмы. Японские фирмы известны эффективно развитой системой всестороннего и последовательного контроля и управления качеством продукции, которое связано прежде всего с характером организации производства. Ритмичность и гибкость производственного процесса, его способность к переналаживанию и выпуску новой продукции, поставки комплектующих изделий и сырья точно в срок существенно повышают качество продукции и эффективность работы предприятий. Рост уровня автоматизации и роботизации, использование систем контроля за качеством оборудования позволяют значительно улучшать качество выпускаемых товаров. Принцип автономизации производства предполагает выпуск конечного изделия с полным контролем качества и гарантиями бездефектности.
Один из методов конкурентной борьбы японских фирм — быстрая смена моделей. Период разработки новой продукции у них короче, чем в США.
При всей важности указанных выше факторов высокой конкурентоспособности японских товаров на мировых рынках следует иметь в виду, что стоимость рабочей силы в Японии была ниже, чем в США и ряде других промышленно развитых стран. По оценкам отдельных японских исследовательских организаций, Япония на 1/3 отстает от США по уровню производительности труда в обрабатывающей промышленности. Разрыв в этом показателе сократился (1975г. — 50%), но остается значительным. На общее состояние дел влияет и то обстоятельство, что производительность труда на мелких и средних предприятиях значительно уступает показателям крупных, составляя 40% от уровня крупных предприятий. Это сдерживает общие показатели всей промышленности.
Высокий уровень производительности труда достигнут в черной и цветной металлургии, химической промышленности, где он значительно превышает американские показатели. Во всех других отраслях отмечается отставание, даже в таких, как автомобилестроение и электротехника, где японские компании обладают сильной конкурентоспособностью. Там уровень производительности составляет 78% и 85% американского.
Япония долгое время занимала ведущее место по конкурентоспособности своих товаров на мировых рынках. В результате увеличения цен она опустилась на третье место в 1993г. после Сингапура и США. Произошел значительный рост стоимости рабочей силы.
В послевоенный период существенные изменения претерпела структура экспорта. До 60-х годов преобладающее место в ней занимали потребительские товары: радиоприемники, телевизоры, текстильные изделия. Затем ведущие позиции заняли продукция черной металлургии, суда, автомобили — свыше 60% экспорта. В 80-е годы произошел новый сдвиг в структуре экспорта. При увеличении доли автомобилей и бытовой электротехники, значительно возросла доля продукции общего машиностроения (13,9% и 24,1%), электромашиностроения (9,9 и 25,6%), научного оборудования, оптики (3,7% и 4,5% за 1980— 1995гг.).
Реферат опубликован: 21/01/2008