Страница: 6/8
Мастаба — гробница знати включала в себе три части: подземную погребальную камеру, отходящий от нее вертикальный колодец, ведущий в надземную часть, а также прямоугольную в плане постройку, воздвигавшуюся из кирпича-сырца или камня; в разрезе эта постройка имела форму трапеции.
Наземная часть мастабы имела следующие элементы: высеченную из камня ложную дверь, через которую двойник покойного мог выходить и возвращаться обратно, каменную плиту, так называемую стелу, помещаемую над ложной дверью, покрытую надписями с жертвенными заклинаниями и рельефами, изображающими умершего, иногда с женой и детьми, приносящими ему жертву и, наконец, каменный жертвенник, устанавливаемый перед ложной дверью. После погребения колодец, ведущий в погребальную камеру, закладывался камнями. В зависимости от знатности умершего мастаба имела еще дополнительные элементы, прежде всего уже упомянутый выше сердаб, в котором помещались стелы, а иногда и скульптурный портрет умершего. Кроме этого, в надземной части мастабы могли находиться молельни либо — как мы убедились во время наших довоенных раскопок в Эдфу — верхние камеры, в которых хоронились члены семьи умершего. Кроме главной ниши с ложными воротами, фасад мастабы имел еще меньшие ниши, которые по всей вероятности символизировали ложные ворота, предназначенные для двойников похороненных членов семьи умершего. Обширные комплексы мастаб в некрополях Гизэ и Саккары сосредоточены вблизи царских гробниц. Они не являются частью ансамблей пирамид, тем не менее помещение гробниц знати рядом с усыпальницей их господина свидетельствует о стремлении прославить фараона и после его смерти, что отражает в известной степени характер отношений, господствовавших в египетском обществе того времени. В монументальных царских некрополях не было места для трудящегося человека. О нем не забывали, но здесь он не был нужен. Ценился только его труд на земле, в загробном же мире он не имел значения. Для вельмож здесь будут трудиться земледельцы, пастухи и ремесленники, многочисленные изображения которых мы видим на рельефах, покрывающих внутренние стены мастаб. Настоящие улицы мастаб высокопоставленных сановников IV, V и VI династий имеют планировку, напоминающую городские улицы. В этих гробницах сохранились скульптуры, рельефы и росписи, принадлежащие к шедеврам искусства эпохи Древнего царства. Достаточно упомянуть портретные скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет, членов семьи фараона Снофру, обнаруженные в их мастабе в Медуме. Также в Медуме в гробнице Итет, супруги сановника, носившего имя Нефер-маат, была открыта знаменитая роспись с изображением гусей, принадлежащая к числу наиболее ценных памятников живописи рассматриваемого периода.
Наибольшее количество памятников наряду с некрополем в Гизэ принесли раскопки мастаб в северной части Саккары. К ценнейшим произведениям искусства принадлежат рельефы на дереве, обнаруженные в гробнице писца Хесира, относящейся к эпохе III династии. Его портрет является одним из наиболее ранних классических примеров канона в изображении человеческой фигуры в барельефе. Среди других памятников, датируемых временем IV династии, обращает внимание скульптурная группа, изображающая Неферхотепа и его жену. К известнейшим произведениям египетского искусства принадлежит скульптура сидящего писца со свитком папируса на коленях (V династия), а также серия статуэток из известняка, изображающих людей, занятых физическим трудом — например, фигурка женщины, растирающей зерно. В гробнице вельможи Каапера была найдена известная реалистическая скульптура из дерева, получившая название “сельский староста” (по-арабски Шейх-эль-Белед). В мастабе Ти, стражника пирамид и надгробного храма фараона Сахура, были обнаружены прекраснейшие рельефы, изображающие сцены из жизни Ти, а также различные хозяйственные работы, выполняемые в его владениях. К наиболее известным сценам относятся: Ти, охотящийся с лодки, кормление гусей, перевозка и полировка статуй, повара и пекари за работой, жатва и молотьба, строительство лодки, мясники, ловля рыб сетью, охота на гиппопотама и доение коров. В северной части некрополя заслуживают внимания также мастабы времени V династии: Птаххотепа, крупного чиновника времени Асеси, Птах-хотепа II, инспектора жрецов, Ахутхотепа, стражника Города пирамид, а также открытая в 1966 году мастаба сановника по имени Нефер и его жены Хонсу с прекрасно сохранившимися раскрашенными рельефами. Мастабы вблизи пирамиды Тети имеют целую систему молелен и коридоров в надземной части гробницы. Среди наиболее крупных выделяется мастаба визиря Мерерука, являющаяся местом погребения визиря, его жены и сына Мери-Тети.
Реферат опубликован: 25/05/2008