Страница: 5/21
Аннексия Верхней Бирмы позволила англичанам в конце 19 века приступить к созданию современной нефтяной промышленности. Первыми крупными европейскими компаниями, занявшими свою нишу в бирманской промышленности, были Burma Oil Company, Findlay & Son, Steel & Co. и Foucar & Co.
В 1888 Burma Oil Company, к тому времени скупившая большую часть нефтяных скважин, провела механизацию и электрификацию бурения. Тогда же был проложен нефтепровод из Енанджауна в Сириам. Были открыты новые месторождения нефти в Енандже, Минбу и Лоунва. В разработку месторождений включились новые компании: Indo-Burma Petroleum Co., British Burma petroleum Co., Rangoon Oil Co., Nathsingh Oil Co., Moola Oil Co. Добыча нефти выросла с 2 млн. галлонов в 1886 до 40 млн. галлонов в 1900 и 230 в 1907 году. С этого времени вплоть до начала Второй Мировой войны ежегодная добыча нефти равнялась в среднем 260 млн. галлонов (к примеру, в 1940 году было добыто 300 миллионов галлонов нефти). Основным импортером была Индия, ввозившая 80% бирманской нефти.
В начале 20 века анличане поставили на широкую ногу разработку залежей руд цинка, серебра, свинца, вольфрама и олова. Несмотря на то, что за 16 лет (1900-1916) экспорт металлов увеличился в 100 раз, его доля в общем экспорте не превышала 12%.
К концу 1930ых годов Бирма давала 20% мировой добычи вольфрамовых концентратов. На обеспечение работы шахт были направлены практически все энергомощности Бирмы, в 1920ых годах составлявшие 17 МВт. В среднем, к началу Второй Мировой войны в Бирме ежегодно добывалось 222,000 карат рубинов и сапфиров. Другие отрасли так и не получили развития, ибо не представляли интереса для европейских предпринимателей, а бирманские предприниматели были слишком слабы для того, чтобы заметно влиять на структуру промышленности. Также нужно заметить дифференциацию в развитии различных районов. Преимущественное развитие получили портовые районы – в ущерб центральным. Именно в английский период Рангун стал играть большую роль, нежели любой другой прибрежный город (до этого основным портом считался Моламьяйн).
Под влиянием колонизаторов в промышленности с появлением новых, нетрадиционных отраслей, преобразовалась структура занятости. Пропорция числа “синих” и “белых воротничков” на предприятиях в Бирме изменилась, приблизилась к европейской. К примеру, в металлообрабатывающих мастерских отношение было 1406:10; на судоверфях – 1302:45; в нефтяной промышленности – 1825:100. В тех отраслях, где присутствие европейского капитала было минимальным, такого сдвига не произошло /4/.
За 70 лет английского господства импорт техники и средств производства поднялся с 6 млн. рупий в 1875 году до 41 млн. - в 1925 г. Правда, к 1940 он сократился до 21 млн. рупий.
Приведенная в приложении таблица №1 иллюстрирует то состояние, в котором Бирма столкнулась со Второй Мировой войной. К этому можно добавить, что в большинстве своем промышленные производства носили мануфактурный характер, редкие крупные и технически современные предприятия принадлежали англичанам. По числу занятых все предприятия в 1921 году группировались следующим образом:
Число занятых на одном предприятии |
10-19 |
20-49 |
50-99 |
100-199 |
200-399 |
>400 |
Число предприятий |
199 |
187 |
42 |
29 |
8 |
3 |
Реферат опубликован: 30/10/2009