Псков

Страница: 3/5

За широкою великой рекой раскинулось завеличье с его древними богатыми монастырями, гостиными заезжими дворами – Люберским и Шведским, где жили иноземные купцы и хранились их товары. Завеличье не было окружено стенами, и его улицы переходили в дороги, идущие через дремучие леса, доходившие отсюда до самого Изборска. На Завиличье, на высоком берегу реки Мирожки, располагалась Стрелецкая слобода. В стороне стояли печи, где обжигали известь и гончарные изделия, а на железной горке – плавильные «печищи», в которых переплавлялась железная руда.

Псковичи, создавая в течение нескольких веков свой город, вкладывали в него все свое уменье, все знания, понимание уюта, удобства и красоты. Псков шестнадцатого - семнадцатого веков является результатом многовекового народного творчества.

В мирное время, когда враги непосредственно не угрожали городу, жизнь кипела на его улицах, площадях и дворах. В те времена, когда Псков был самостоятельным, собирались то общегородское вече, решавшее все дела государственного и общегородского значения, то отдельные сходки концов города или даже отдельных улиц, решавшие свои внутренние дела. Во все времена оживленно гуляли торги, ярмарки, оживляли город торжественные многолюдные процессии, веселые хороводы и гулянья, а то просто шумные толпы, кулачные бои или бега. С христианскими обрядами смешивались остатки веселых народных языческих гуляний. В день Ивана Купалы «едва не весь город возмятется и в селах взбесятся»,- говорил набожный летописец, который осуждал слишком шумный и полуязыческий характер этих гуляний. В другие праздники, особенно такие, как рождество, пасха, масленица, не обходились без радости и веселья, бубежа и сопелей, гуденья струнных и всяких игр. В Рождество по домам ходили ряженые.

Рассказывая о жителях Пскова и псковской земли – псковичах, следует прежде всего воздать им должное за их стойкую, упорную, героическую защиту Русской земли, еще не окрепшей и окруженной страшными врагами, за ту боевую службу которую псковичи несли, начиная с древних времен Руси и почти до Петра.

Псковской Земле суждена была историей труднейшая задача – послужить для Руси заслоном на опаснейшем участке ее границ, ставшим особенно опасным после того, как в Прибалтику вторглись немецкие завоеватели.

Более чем полтысячи лет псковичи со славой выполняли эту тяжелую и почетную задачу, послужили всему русскому народу и всей Русской Земле, сдержали свирепый напор врагов до тех пор, пока сплотившаяся и набравшая сил Русь не отбросила их. За это время Псков вынес много десятков войн, вернее же, в течение нескольких десятков столетий вел почти беспрерывную войну, двадцать шесть раз был осаждаем врагами.

Немцы были вынуждены удивляться мужеству, воинственности псковичей, их быстроте и решительности. Псковичи не только отбивали все нападения сильнейшего врага и не давали ему покорить хотя бы клочок своей земли, но мстили врагу и сами не раз ходили к немцам с огнем и мечом «Слышал про мужество ваше во всех странах»,- говорил псковичам в 1266 году пришедший из Литвы князь Довмонт. Знаменитый полководец шестнадцатого века польский король Стефан – Баторий, после того, как он получил под Псковом жестокий отпор, писал потом о русских: «они в защите своих городов не думают о жизни, хладнокровно становятся на места убитых или взорванных действием подкопа, заграждая проломы грудью, день и ночь сражаясь, едят один хлеб, умирают от голода, но не сдаются, чтобы не изменить своему государю… самые жены мужествуют с ними, или гася огонь, или с высоты мстят, опуская камни и бревна в неприятелей». Все жители Пскова, его пригородов и сел, способные биться с врагом, держать оружие, были воинами, не исключая даже духовенства. Под командой храброго князя Довмонта-Тимофея, очень любимого псковичами, девяносто псковских воинов разгромили литовскую рать в семьсот человек, перебив всех князей литовских и великого князя Гогорта. В другой раз, когда немцы неожиданно напали на окраинные Псковские села, Довмонт с шестьюдесятью псковичами догнали на реке Мироповне немецкое войско в восемьсот человек, разбил его, часть изрубил, часть потопил. (Софийская летопись, т.5, стр.193)

Разъяренный магистр ордена собрал громадное войско, пешее и конное, с метательными, стенобитными орудиями и осадными башнями, и привел его к Пскову, намереваясь взять его осадой: «Князя Довмонта руками взять, а мужей псковичей одних мечами иссечь, а других в работу взять»,- говорит псковский летописец. Довмонт с небольшой дружиной немедленно вышел из города навстречу немцам и разбил их. Немцы с позором бежали… Еще раз пытались они расквитаться с Довмонтом, напали неожиданно с громадным войском, захватили врасплох монастыри и посады за городом, губили монахов, женщин и детей и намеревались осадить Псков. Довмонт не стал ожидать возвращения большой псковской рати, которой в то время не было в Пскове. В ярости выехал он с малой дружиной своей и дружиной псковича Ивана Дорогомиловича и ударил на немцев. «Была злая сеча, какой никогда не бывало у Пскова, ранили самого немецкого командира в голову, а прочие вскоре бросили оружие свое и устремились бежать, устрашенные мужеством Довмонта и псковичей»,- говорит летопись. Далее летописец добавляет: «Прославилось имя князей наших во всех странах и было имя их грозно на ратях… и был грозен голос их перед полками, как труба звенящий, и были они победителями, а не побежденными». В те времена имя Довмонта гремело наряду с именем Александра Невского.

Реферат опубликован: 21/09/2007