Страница: 6/8
Политические враги Перикла, желая подорвать авторитет правителя Афин, привлекли Фидия к суду. Скульптора, близкого друга Перикла, обвиняли в том, что из мастерской на Акрополе похищались слоновая кость и золото, переданные ему для изготавления статуи Афины Девы. Начался судебный процесс против Фидия. Жители же ждали, чтобы Фидий мог преступить к созданию статуи Зевса Олимпийского. Они вмешались в процесс и предложили афинянам отпустить Фидия на время работы под крупный денежный залог. Предложение было принято, и Фидию разрешили уехать в Олимпию. Фидий создаёт свой второй шедевр – статую зевса Олимпийского.
Статуя Зевса погибла полностью во время пожара во дворце Византийского императора Феодосия 2-го, по повелинию которого её перевезли из Олимпии в Константинополь.
На центральной площади Альтиса вздымался на высоком подножии великолепный многоколонный храм, сделанный из белого мрамора. Длина его составляла более 64 метров, ширина около 28 метров. Тридцать четыре колонны строгого дорического стиля окружали здание храма. Храм Зевса был построен вскоре после победы объединённого войска греков над персами, когда отпала опасность, грозившая свободе городов. В лице диких кентавров скульптор изобразил грубую силу персов. На наружных стенах храма, между колоннами наверху находились мраморные плиты с барельефами, изображавшими 12 подвигов Геракла. В глубине храма высилась огромная статуя Зевса. Царь богов сидел на троне. Верхняя часть тела бога была обнажена, нижняя закутана в богатый плащ. В одной руке Зевс держал статую богини Ники, в другой – жезл, увенчаный изображением птицы бога – орла. Голову божества украшал венец из масличных ветвей. Концы повязки падали ему на плечи.
Эту колоссальную статую (сидящий Зевс почти касался головой потолка храма, высота его достигала 17 метрам) Фидий извоял в т. н. Хрисоэлефантинной технике.
Из сверкающего золота выполнил скульптор одеждуЮ венец и повязку на голове Зевса и победный венок Ники. Туловище и голова Зевса, вся фигура Ники были выполнены из слоновой кости. Изображение Зевса поражало не только своей мощью. От него исходило необычайное обаяние, ощущение мира, мудрости и доброты. Статуя Зевса Олимпийского производила неизгладимое впечатление на всех, видевших её. У ног Зевса была сделана надпись:«Афинянин Фидий, сын Хармида, создал меня».
Статуя Зевса сама по себе представляла огромную ценность, которую трудно себе представить. Кроме того, в храм Зевса стекались огромные пожертвования от различных городов Греции и отдельных лиц. Так один из полководцев принёс в дар Зевсу сто один золотой щит, сделанный мз военной добычи. Эти щеты были помещены на карнизе храма.
Храмы Олимпии разрушали землетрясения, довольно частые в Греции. Обломки мощных колонн храма Зевса археологи находили разбросанными на довольно большом расстоянии от основания самого храма.
Галикарнасский мавзолей.
Галикарнас – столица небольшого Карийского царства – по праву слыл одним из богатейших и красивейших греческих городов на побережье Малой Азии. Великолепные беломраморные храмы, театр, царский дворец, сады, портики с целым лесом колонн украшали улицы и площади городов.
Больше всего путешественников в Галикарнас привлекла славившаяся на весьдревний мир своим великолепием гробница царя Мавсола, умершего около 353 г. до Р. Х. Все видевшие это нагробное сооружение превозносили его как одно из семи чудес света.
Постройка гроьницы была начата ещё при жизни царя Мавсола. После смерти царя его вдова, царица Артемисия, продолжала сооружение усыпальницы, прославившей имя Мавсола, ничем более не примечательного. О Мавсоле известно, что он был хитрым и осторожным правителем, сумевшим присоединить к Карии близлежащие области и острова. Захватив эти земли, Мавсол начал систематический грабёж покарённых областей и городов. Эти богатства и позволяли ему построить себе гробницу-храм. Слава её была так велика, что древнме римляни стали называть мавзолеями все величественные, монументальные нагробные сооружения.
Мавзолей был задуман царём как усыпальница и одновременно храм, в котором ему после смерти должны были воздавать божеские почести. Для постройки храма-усыральницы Мавсол пригласил лучших архитекторов того времени: Пифея и Сатира и скульпторов Леохара, Скопаса, Бриаксида и Тимофея. Мастера задумали мавзолей как большое прямоугольное здание шириной около 66 м, длинной около 77 м. В высоту оно достигало 46 м и делилось на три части. Первый этаж служил усыпалтницей Мавсола и Артемисии. У подножья здания были расположены мраморные статуи львов и скачущих всадников. Потолки нижнего и верхнего помещений мавзолея поддерживались изнутри пятнадцатью колоннами.
Строители мавзолея Пифей и Сатир использовали для его украшения все три греческих архитектурных ордена. После того как царь Мавсол и царица Артемисия одобрили проект гробницы, строители приступили к работе.
Реферат опубликован: 4/04/2006