Страница: 2/4
Село Емецк. Курган. Не исследован. Холм – курган, возвышение овальной формы, вершина плоская. Находится в центре Задворского озера, недалеко от села Емецк. Связан с преданиями о Емецкой чуди.
Емецкий городок. 1471г. В письменных источниках Емецкий городок упоминается под 1471г. в списке Двинских земель. В 1869г. городище осмотрел А.Т.Тышинский, который назвал его "чудским". Первые археологические разведки на городище провел в 1896г. К.П.Рева, открывший остатки срубных жилищ. В 1941г. Л.С.Китицина нашла на городище боевой железный топор. Небольшие раскопки на городище провел в 1969г. А.А.Куратов. Обстоятельное изучение памятника осуществил в. 1947г. и 1959г. О.В.Овсянников. Городище расположено в полутора километрах от с. Емецк, близ слияния рек Ваймуги и Емцы.
Все вышеперечисленные объекты находятся в зоне заказника
История. Заселение Емецких земель.
В силу географического расположения местность по бассейну Северной Двины от р. Онеги и ее притока р. Моши к Северной Двине получила название "Заволочье". В старину участок земли, разделяющий системы рек, текущих на юг и запад от тех, которые направляют свои бурные воды по северному склону лесного края в Ледовитый океан. Назывался "волоком". Т.е. "волок" – перешеек между двумя реками, где переволакивают лодки или товар от одной реки к другой. По этой причине и племя чудь, населяющее обширный район в бассейне Северной Двины до заселения его новгородцами, носило название "чудь заволочская". Чудь – собирательное имя финских племен, жили они в Сибири, в восточной и северной Руси. Заволочская чудь была полудиким племенем, занимавшимся охотой. Предания повествуют, что этот народ вел или бродячий образ жизни в лесах и тундрах, или жил небольшими поселениями на берегах рек и озер. Вера была языческой. Летописец Заборский около 1800г. описывал в своем дневнике одно из преданий о поклонении чуди необыкновенно толстой иве, высотой 9.2м, а толщиной 10.3м в обхвате. Рассказывали, что в половодье 1800г. вершину ивы срубили и она начала гнить, образовалось дупло. Позднее в дупле М.В.Логинов из Заозерья разложил костер. Таков был конец чудской "священности". Среди чудских племен выделялось племя Емь или Ямь (от финского "мокрый" или "водяной"). Первые летописные известия о Еми относятся к XI веку, когда в Никоновской летописи содержится запись: "Иде Володимир, сын Ярославля из Нового города на Емь и победиша их и плениша множества". Новгородские летописцы несколько раз упоминали о походах на Емь отрядов. Племя обложили данью. В 1227г. князь Ярослав Всеволодович ходил с новгородцами на Емь, поднявшую мятеж на своих завоевателей, но битва закончилась полным поражением чудского племени. На тот момент времени существовало два емецких крупных поселения: у истока и устья Емцы, получивших название от племени Емь (или Ямь). Последнее упоминание о Еми встречается в летописях до половины XIII века. С XII века племя стало яблоком раздора между шведами и новгородцами. Во время этой борьбы большая часть Еми ушла в Финляндию. От бесследно исчезнувшего племени осталось только название реки и села (Емца и Емецк). Однако кое-что известно точно: поселение Емецкое было одним из первых новгородских поселений. Еще в IХ новгородцы, пользуясь прекрасными путями в земли чуди, находились с ней в торговых отношениях, а естественные богатства, которые "видели в этом благосклонном краю, возбуждали желание сделаться обитателями их". То есть стремились завладеть землями и сделать их своей собственностью, что, впрочем, у них удалось. Емецкие земли стали владениями Новгорода и новгородских бояр. Кроме того, неизведанные богатства этого края, изобилие зверя, птицы, рыбы привлекали умных, предприимчивых людей. Они не только совершали набеги, оставались жить в этом крае, планомерно переселялись, устраивали свою жизнь. И в дальнейшем называли себя двинянами, емчанами – в зависимости от мест, где они поселились. Жители Двинской земли, невольно вошедшей в состав Новгородской республики, не раз устраивали мятежи с целью освобождения от гнета и перехода в подданство московских князей. Так, в 1190г. были убиты чиновники с товарищами, приехавшие в очередной раз для сбора дани, однако двиняне смогли отразить "карающую миссию" новгородского воеводы. В 1323-1324 гг. новгородский князь Юрий два раза приводил Заволочье в повиновение силой оружия. А вот 1393г. застает двинян в добром союзе с Новгородом. Причина в том, что присоединившись к москвичам, пришлось бы платить черный бор, который платили Донскому, а также его сыну Василию. Однако этот союз распался в 1397г., когда двиняне все же покорились великому князю московскому Василию I Дмитриевичу, сыну Дмитрия Донского. Великий Новгород не мог с этим смириться и послал на Север трехтысячное войско. Двиняне во главе с княжеским наместником засели в Орлецкой крепости и больше месяца отражали нашествие новгородцев, но проиграли и снова покорились новгородцам. Борьба за Двинскую землю между Москвой и Новгородом продолжалась неослабно. В 1401г. устюжане по велению великого князя московского ходили войной в новгородские земли, а, следовательно, и в Двинскую землю, однако были разбиты при Колмогорах (Холмогорах). Вскоре с согласия князя Галицкого, его брат Юрий направил своих воевод на двинян, все еще принадлежавших новгородцам. Отряд занялся разбоем и грабежом. Сожгли Емецк, Холмогоры и др. Заволочане в пылу гнева с помощью новгородцев в отместку сожгли и ограбили Устюг. В 1417г. устюжане вновь совершили поход на Заволочье, но потерпели поражение и при заключении мира были обязаны уплатить 50000 белок и 240 соболей. Но самым тяжелым для Двинской земли был 1471г., когда Иван III обрушился на Новгород. Со стороны москвичей выступали устюжане и ветчане под предводительством В.Ф.Образцова и Б.Слепца (3000 чел.), а новгородцев и заволочан – под командованием Василия Шуйского (12000 чел.). Две рати встретились на речке Шилинге, победа осталась за московской. После этого Двинская земля навсегда перешла в состав единого Русского государства. Не скоро еще установилось спокойствие в Заволочье, много еще было набегов и опустошений, пожаров и моров. Сколько горя, несчастий, разорений, войн выпало на долю жителей Двинской земли, прежде чем наступило относительное спокойствие, возможность трудиться, работать в полную силу, а не сражаться с нашествием врагов в угоду князей.
Реферат опубликован: 8/05/2009