Страница: 10/11
Прямое президентское правление вводит президент (по указанию правительства) по докладу губернатора штата или по собственной инициативе (опять-таки на практике по указанию правительства), если в штате возникла ситуация, при которой управление им не может осуществляться в соответствии с конституцией, установленными ею средствами. На основе ст.356 Конституции президент путем издания особой прокламации может принять на себя функции правительства штата, а полномочия законодательного органа штата передать парламенту Индии. Законодательное собрание штата распускается, правительство штата смещается, а власть переходит к ранее назначенному или специально назначенному губернатору либо иному полномочному представителю президента, который восстанавливает в штате порядок, а затем организует выборы в законодательный орган штата, формирующий на партийной основе новое правительство штата.
Заключение.
Индия и Россия - многонациональные федеративные государства, поэтому для них особую актуальность представляет вопрос об эффективной деятельности органов государственной власти субъектов федерации. Каждая страна имеет свою особую систему данных органов. Две системы имеют схожие и различные моменты.
Основной критерий отличия - вопрос о том кто формирует правительство субъекта федерации. В России это делает высшее должностное лицо субъекта, избираемое населением. В Индии же роль губернатора, назначаемого президентом, при формировании правительства носит чисто формальный характер, так как он обязан назначить председателем правительства лидера партии большинства в легислатуре штата, который и формирует правительство по партийному принципу. Таким образом, в Индии правительство штата может более эффективно осуществлать свою деятельность, опираясь на партийное большинство в легислатуре штата, которое может в любой момент обеспечить принятие нужных ему законов. В субъектах РФ нередки конфликты между законодательной и исполнительной ветвями власти, представляющими разные политические партии, что не лучшим образом сказывается на их деятельности. В связи с этим, я думаю, России было бы логично заимствовать у Индии принцип формирования правительств субъектов федерации.
В Индии также применяется особый порядок формирования верхних палат легислатур штата, по которому небольшая часть депутатов назначается губернатором из людей, обладающих специальными знаниями в различных областях жизни. Безусловно, такой порядок был бы очень полезен для субъектов РФ, так как знания этих депутатов нашли бы практическое применение в разработке эффективно действующих законов.
Также субъектам РФ следовало бы позаимствовать у штатов Индии некоторые меры дисциплинарного характера в отношении депутатов представительных органов власти. Например, выплату им жалования только за каждое заседание, в котором они принимали участие, и лишение мандата за непосещение заседаний в течение 60 дней.
Субъектам обеих федераций, как я считаю, следовало бы окончательно отказаться и от двухпалатных высших представительных органов власти, так как они, как правило, являются очень слабыми органами власти и не играют такой важной роли, как на федеральном уровне. К тому же их выборы содержание ложатся дополнительным бременем на региональный бюджет.
Российской Федерации также необходимо осуществлять жесткий контроль за надлежащей деятельностью органов государственной власти ее субъектов, для чего развивать и совершенствовать институт федерального вмешательства. В этом плане у Индии, которая так же, как и Россия, является многонациональным государством и где очень сильны сепаратистские тенденции, можно позаимствовать много ценного, в частности, институт прямого президентского правления.
Таким образом, завершая обзор данной темы, можно сказать, что Россия как по-настоящему федеративное государство развивается лишь в течение десяти лет, поэтому представленная система органов государственной власти нуждается еще в проработке, развитии и совершенствовании с учетом опыта зарубежных стран, в том числе возможно и Индии.
Список использованной литературы.
Конституционное законодательство Субъектов РФ. Авакьян С.А; Богданова Н.А; М, 1999 г.
Субъект РФ. Правовое положение и полномочия. Полянов С.К; М, 2001 г.
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гоударственной власти субъектов Российской Федерации от 6 октября 1999 г.
Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в федеральный закон “ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 октября 1999 г” от 19 июля 2000 г.
Реферат опубликован: 23/06/2007