Страница: 2/6
Территория Волго-Вятского района расположена в континентальной зоне умеренных широт. Климат здесь антициклонного типа. Среднегодовая температура воздуха наблюдается от +0.6° на севере до +4° на юге. Лето в южной части жаркое: среднемесячная температура июля +17 .+20°, зима довольно холодная, — средняя температура января от -11° до -16°. Почвы промерзают от 50 до 70 см в лесном Заволжье, до 1 м в Правобережной части, где снеговой покров меньше чем в Заволжье.
Суммарное количество осадков превышает испарение. поэтому основная территория района достаточно увлажнена.
Климат лесостепной зоны Правобережья со сравнительно короткой зимой и более тёплым и продолжительным летом обеспечивает произростание здесь многих сельскохозяйственных культур, в том числе хмеля, подсолнечника, сахарной свёклы и конопли, отсутствующих в Заволжье. В тоже время частая повторяемость засушливых периодов (особенно в южных районах) заставляет прибегать к мероприятиям, направленным на борьбу с иссуше-нием почв.
Климатические условия (грунтовые воды на глубине 2—3 м, многоснежная зима) Заволжья способствуют высокопроизводительному росту лесов, поэтому большая часть территории сильно залесена. Самые плодородные почвы Заволжья — тёмно-серые и лесные. Высоким плодородием также отличаются аллювиальные и перегнойно-глеевые, содержащие соответственно 5 и 7% гумуса.
Минерально-сырьевая база Волго-Вятского района не соответствует мощной структуре хозяйственного комплекса. В основном в недрах района залегают нерудные ископаемые, среди них — гипс, известняки, кварцевые пески, глины, доломиты. Район выделяется запасами фосфоритов Вятского и Камско-Кобринского месторождений — крупнейших в Европейской части России. Основные ресурсы фосфоритов сосредоточены в Кировской области на одном из крупнейших — Вятско-Камском месторождении.
Топливные ресурсы Волго-Вятского района имеют местное значение. Распространён торф, есть незна-чительные залежи горючих сланцев, которые, впрочем, не разработаны, обнаружены нефть и газ.
Западная Сибирь — один из богатейших при-родными ресурсами регионов страны. Здесь открыта уникальная нефтегазоносная провинция. На терри-тории района сконцентрированы уникальные запасы каменного и бурого угля, железных руд и руд цветных металлов. В районе имеются крупные запасы торфа, также сконцентрированы большие запасы древесины, преимущественно хвойных пород. По запасам рыбы Западная Сибсрь, как и Волго-Вятский район, относится к богатейшим районам страны. Но в отличие от ВВ района ЗС обладает значительными запасами пушнины. Лесная и лесостепная зоны распологают большими массивами плодородных земель, что создаёт благоприятные условия для развития сельского хозяйства.
Климатические условия почти всюду, кроме высокогорий, благоприятны для выращивания сельскохозяйственных культур северной и средней полосы. Зимой на большей части территории маловетренная, ясная и сухая погода. ЗС в целом получает достаточное для сельского хозяйства количество атмосферной влаги (400—600 мм/год — в тайге), но на юге её обычно недостаточно (300 мм/год). Интенсивность солнечной радиации в южных районах на 20—25% больше чем в Москве, поэтому почвы весной прогреваются быстро, что также способствует росту сельскохозяйственных культур.
ЗС имеет (как и ВВР) обильную гидрографическую сеть (в основном Обь-Иртышской системы). Весной реки сильно разливаются и имеют продолжительное половодье, что благопиятствует судоходству и сплаву леса. Но в северных районах судоходство затруднено сравнительно небольшим периодом навигации. В горах реки очень порожисты, что затрудняет судоходство и сплав лесо, но благопиятствует строительству гидроэлектростанций. Хотя ВВР и имеет более сглаженый рельеф, но гидроэнергетика там развита лучше чем в ЗСР, так как в последнем используется более дешёвая — тепловая (газ) электроэнергия.
Плодородные почвы ЗС представлены чернозёмами и (на крайнем юге) тёмно-каштановыми.
1.3. Историко-экономические условия.
Волго-Вятский район является частью старо-промышленного центра страны, одной из основных баз обрабатывающей промышленности, в особенности машиностроения и металлообработки.
Нижний Новгород ещё до строительства железной дороги занимал выгодное экономико-географическое положение. Со строительством в 1861 — 1862 гг. железной дороги из Москвы, а потом, в 1901 — 1903 и 1912 гг., продлении до Арзамаса и Казани экономика города и области сильно возросла.
Из кустарных промыслов в Нижегородской области (XVIII в.) возникли первые железоделательные предприятия, из которых впоследствии возникли металлургические заводы.
В советское время в районе сложился крупнейший комплекс автомобильной промышленности на долю которого приходилось 45% общесоюзного выпуска грузовых автомобилей, 1/5 легковых и 1/4 автобусов. Головным предприятием стал Горьковский Автомобиль-ный Завод (ГАЗ) в г. Нижний Новгород.
Реферат опубликован: 3/10/2009