Страница: 1/2
Географическое разделение труда
Под географическим разделением труда мы понимаем пространственную форму общественного разделения труда. Необходимое условие географического разделения труда состоит в том, чтобы разные страны (или районы) работали друг для друга, чтобы результат труда перевозился из одного места в другое, чтобы был, таким образом, разрыв между местом производства и местом потребления.
В условиях товарного общества географическое разделение труда обязательно предполагает переход продукции из хозяйства в хозяйство, т.е. обмен, торговлю, но обмен является в этих условиях лишь признаком для "опознания" наличия географического разделения труда, но не его "сутью".
Иногда под географическим разделением труда понимают только международное разделение труда, но такое сужение этого понятия неправильно. Всякое международное разделение труда есть в то же время географическое разделение труда, но не наоборот.
В географическом разделении труда можно различать два случая:
1. (абсолютный) - Страна (или район) ввозит какой-либо продукт из другой страны (или района) потому, что по природным условиям не может его производить
2. (относительный) - Ввозится продукт, который мог бы быть произведен и у себя, но обошелся бы дороже
Развитие географического разделения труда вширь и вглубь
В древности сфера географического разделения труда ограничивалась небольшим ареалом в пределах Старого Света, охватывавшим, в основном, страны Средиземного моря.
В средние века в сферу географического разделения труда захватываются северные моря (в пределах Европы), пути через Францию и Италию. Вместе с этим в эту сферу втягивается Англия, скандинавские страны, Польша, Новгород и Московское государство.
В процессе расширения арабского халифата, арабские купцы добрались до Индокитая, Мадагаскара и пряных островов.
В эпоху великих открытий сфера географического разделения труда распространяется на Атлантический океан, от Европы до Индии и пр. С введением в строй железнодорожного транспорта связи распространяются вглубь материков.
Сильнейшее развитие сферы географического разделения труда за последние 400 лет связано с открытием новых земель и усовершенствованием транспорта. Такое развитие сыграло крупнейшую роль в замене феодальных на капиталистические порядки в Европе в XV-XVI вв. .
В результате того же прогресса транспортной техники разделение труда между городом и деревней воспроизведено было в мировом масштабе.
Экономическая выгода как движущий момент в развитии географического разделения труда.
Движущим моментом в том гигантском развитии географического разделения труда, который мы наблюдаем в процессе истории, являлась экономическая выгода, получаемая от осуществления географического разделения труда.
Географическое разделение труда осуществляется тем удобнее, чем, с одной стороны, больше разница между пунктами в ценах на весовую единицу товара, а с другой - чем меньше транспортные издержки.
Влияние транспорта на развитие географического разделения труда
Понижение транспортных издержек, получающееся в результате технического усовершенствования транспорта, является одним из основных факторов в процессе развития географического разделения труда.
Развитие транспорта увеличивает географического разделения труда сразу вглубь и вширь.
Влияние географического разделения труда на рост производительности труда
Рост производительности труда связывается преимущественно с развитием техники и прежде всего с механизацией, а географическое разделение труда в виде общего правила повышает производительность общественного труда нисколько не хуже, чем развитие техники.
Географическое разделение труда если не создает, то во всяком случае усиливает возможности механизации, ибо пространственная концентрация производства является необходимой предпосылкой и его производственной концентрации, а без последней нет места и росту техники.
Реферат опубликован: 26/12/2009