Страница: 2/20
Один из стратегических выводов заключается в том, что государству надо занять активную линию защиты отечественных предприятий ТЭКа и на международной арене. Любые вводимые против наших компаний и товаров ограничения должны подвергаться тщательному изучению и оспариваться. А еще лучше – пресекаться.
Раньше этими вопросами занимались недостаточно эффективно. В новых условиях без этого не обойтись. Нужна дипломатическая поддержка в ликвидации неплатежей со стороны иностранных партнеров, в снижении ими транзитных и прочих тарифов. Соответствующие директивы будут направлены во все российские посольства и торговые представительства.
Известно, как активно другие государства защищают своих товаропроизводителей на внешних рынках. Государственные деятели иностранных государств – наших партнеров – не стесняются ставить эти вопросы на самых высоких уровнях, ждут конкретного результата. Более того, еще и агрессивно настаивают на этом результате. И у нас резервы есть, притом огромные. Например, общий долг стран СНГ по поставкам топливно-энергетических ресурсов оценивается сейчас в общем, примерно, в 70 млрд. рублей.
Среди наших национальных интересов — развитие на сахалинском направлении и выход в Карское море; ускорение строительства новых портовых комплексов на Балтике и Черном море, модернизация действующих и прокладка новых трубопроводов, укрепление единого рынка энергоносителей России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Туркменистана; проведение энергетических, газовых и нефтяных мостов в Китай; активное взаимодействие с Азербайджаном и Турцией. Мы должны торговать энергоносителями как можно с большим числом стран, искать новых партнеров. Мы должны строить свою работу, исходя из геостратегических интересов Российской Федерации.
Сегодня структура добычи углеводородного топлива не совпадает со структурой его потребления внутри страны. Так называемая «газовая пауза» — период, когда в пять раз выросла добыча газа и в три раза — удельный вес газа в топливном балансе страны, в принципе, заканчивается.
И потому следующий вывод заключается в том, что нужно срочно менять подход к структуре топливно-энергетического баланса. В основе нового взгляда на проблему должна лежать оптимизация соотношения цен на отдельные взаимозаменяемые энергоресурсы — уголь, газ, мазут.
Очень важный вопрос — разработка государственной энергетической стратегии России до 2005-2015 года. Ее реализация должна обеспечить энергетическую безопасность страны и предпосылки для продолжения экономического роста в России. Для вхождения в мировую экономическую систему нужна промышленность, которая эффективно и экономно использует энергоносители. У нас же за последнее десятилетие удельная энергоемкость ВВП не только не снизилась, но даже возросла на 21%. Очевидно, что масштабное уменьшение энергоемкости экономики вызовет рост эффективности производства и даст импульс внедрению высоких технологий.
Один из серьезных и для государства, и для предприятий отрасли вопросов – совершенствование механизма экспортных пошлин. Обязанность государства – обеспечить его прозрачность и ясность. Отсюда следует немаловажный вывод: нужны гарантии, что пошлины не будут произвольно меняться, что по этим вопросам не будет приниматься единоличных административных решений, а изменение ставок пошлин должно быть жестко увязано с динамикой мировых цен на энергоносители.
Этот новый подход даст возможность компаниям добиться эффективного инвестиционного планирования и привлечет инвесторов. Убытки от падения мировых цен не должны ложиться бременем на бюджет. И мы не можем мириться также с тем, что фактическая прибыль от роста добычи топлива несправедливо присваивается.
Нуждается в уточнении и налоговая политика. Она должна быть прежде всего нацелена на достижение не только бюджетного, но и инвестиционного эффекта. Это мы тоже прекрасно понимаем. И конечно, основа всей нашей деятельности будет направлена на то, чтобы снижать налоговое бремя не только в целом в экономике страны, но и в областях ТЭКа в том числе.
Вместе с тем нужно повнимательнее посмотреть, что происходит сегодня в налоговой сфере. И не только у Правительства, но и, как раньше говорили, «у широких масс трудящихся», населения. У граждан часто возникает закономерный вопрос — сколько же денег ТЭКа в тех полутора миллиардах долларов, которые ежемесячно утекают из страны. В конце концов, недра принадлежат государству. Ни для кого уже не секрет, что нефтяные компании используют оффшоры: и зарубежные, и наши доморощенные.
Не все ясно и с так называемыми «масштабными российскими инвестициями за рубежом», особенно в условиях инвестиционного голода в самой России. Мы не против цивилизованной работы с оффшорами, это – отдельный вопрос. Я думаю, что нужно говорить просто о более совершенной налоговой системе. Главное направление движения — создать в России привлекательные, стабильные условия инвестирования. Требует оперативного исправления ситуация с разведанными запасами. В результате обвального спада геологоразведочных работ за последние восемь лет в целом по стране запасы уменьшились более чем на 9,5%. В Западной Сибири – более чем на 16%. Приросты запасов не компенсируют даже текущую добычу энергоресурсов.
Реферат опубликован: 13/05/2006