Страница: 6/7
Важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей промышленности расположены в Пермской и Свердловской областях ( Серов, Пермь, Соликамск и др.). Лесозаготовки ведутся преимущественно в южных и центральных частях этих областей, хотя основные лесные массивы находятся на севере.
Большое значение имеет целлюлозно-бумажная промышленность Урала, предприятия которой также расположено в Пермской ( Краснокамск, Красновишерск, Соликамск ) и Свердловской ( Новая Ляля ) областях.
Основные напрвления дальнейшего развития лесной и целлюлозно-бумажной промышленности : постепенный сдвиг в северные районы Урала, повышение комплексности использовании лесных ресурсов; увеличения химической и химико-механической переработки древесины; реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий.
Строительная индустрия - на Урале опирается на собственную сырьевую базу. Это один из ведущих районов по производству цемента, который вырабатывается как на основе природного сырья , так и на основе отходов черной металлургии. Крупнейшие центры цементной промышленности – Магнитогорск, Еманжелинск ( Челябинская область). Значительная роль принадлежит Уралу и в производстве сборного железобетона, домов в панельном
исполнении, кирпича, гипса, щебня и другой продукции, которая поступает во многие регионы страны. Строительные организации Уральского экономического района помогают осваивать месторождения нефти и газа в Западной Сибири, строить многие объекты в других районах.
В составе Легкой промышленности Уральского экономического района выделяется кожевенно-обувная , построены также предприятия текстильной промышленности, например Чайковский комбинат шелковых тканей в Пермской области. Распространена швейная промышленность. Развитие легкой промышленности в регионе позволяет решать проблему использования ресурсов женского труда в районах концентрации тяжелой промышленности.
Отрасли агропромышленного производства.
Специализация сельского хозяйства Урала – зерно ( яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства ( молоко, мясо, шерсть). Наиболее развито сельское хозяйство в Башкортостане и Оренбуржье.
В структуре посевных площадей Урала наибольший удельный вес занимает зерновые культуры ( около 65 % ), а также кормовые ( свыше 32 % ). Выращиваются также картофель, овощи, лен-долгунец, подсолнечник, сахарная свекла. Доля технических культур в посевах не велика – не многим более 1,5 % , что связано с их высокой трудоемкостью. Основные посевы зерновых сосредоточены в Оренбургской области и в Башкортостане.
В структуре сельскохозяйственного производства Урала преобладает животноводство: на севере – молочное скотоводство, птицеводство, на юге района – мясомолочные и мясное животноводство, овцеводство, растет роль свиноводства. Важная задача , стоящая перед сельским хозяйством Урала, - повышение урожайности зерновых культур и продуктивности скота.
Пищевая промышленность района представлена мукомольными и молочными заводами и комбинатами, мясокомбинатами. Основную роль играет мясная промышленность.
Транспорт.
Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется , с одной стороны, активным участием района территориальном разделении труда, а с другой , - высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда - высокий удельный вес внутрирайонных перевозок ( до 60 % ).
В Уральском экономическом районе преобладает железнодорожный транспорт. Железнодорожные магистрали пересекают Урал в основном широтном направлении, они осуществляют экономические связи с другими районами. Построена меридиальная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Предлагается построить Западно-Уральскую меридиальную и Северо-Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряженность дорог.
Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказкий, Волго-Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан.
Велика роль трубопроводного транспорта, через Урал проходят нефте и газо проводы из Западной Сибири в Европейскую часть страны и за рубеж.
Уральский район осуществляет разнообразный экономические связи со многими регионами. Из восточных районов Урал получает в основном сырье и топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами, причем вывоз превышает объем ввоза. Наиболее тесные связи – с соседними экономическими районами: Западно-Сибирский и Поволжский. Западная Сибирь поставляет Уралу кокс, нефть, газ, а в перспективе – электроэнергию, а ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы. Из Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом продукцией, химией и машиностроения, поставляет продукты питания.
Реферат опубликован: 11/03/2006