Хозяйство Московского района

Страница: 1/3

Ре­ли­ги­оз­ная жизнь в Мо­ск­ве.

Ре­ли­ги­оз­ная жизнь мо­ск­ви­чей, ее кон­фес­сио­наль­ное раз­но­об­ра­зие яв­ля­ет­ся от­ра­же­ни­ем пе­ст­ро­ты на­цио­наль­но­го со­ста­ва жи­те­лей го­ро­да как в по­шлом, так и в на­стоя­щем. В Мо­ск­ве дей­ст­ву­ет бо­лее 500 раз­лич­ных ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ций и цен­тров, из них око­ло 400 офи­ци­аль­но за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных.

Впол­не оче­вид­но, что пер­вен­ст­вую­щее по­ло­же­ние за­ни­ма­ет Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь.

До 1917 г. Мо­ск­ву на­зы­ва­ли го­ро­дом “со­ро­ка со­ро­ков” церк­вей. Это об­раз­ное вы­ра­же­ние не сле­ду­ет по­ни­мать бу­к­валь­но: в Мо­ск­ве их чис­ло не дос­ти­га­ло 1600. Но, тем не ме­нее, все­ми от­ме­ча­лось, что Мо­ск­ва “обиль­на церк­вя­ми” - в 1916 г. в сто­ли­це бы­ло око­ло 500 хра­мов, а так­же 15 муж­ских и 10 жен­ских мо­на­сты­рей. По­сле 1917 г. по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во хра­мов бы­ло за­кры­то, а са­ми зда­ния раз­ру­ше­ны или от­да­ны со­вет­ским ор­га­ни­за­ци­ям. Си­туа­ция ста­ла ме­нять­ся во вто­рой по­ло­ви­не 80-х го­дов, осо­бен­но по­сле при­ня­тия в 1990 г. За­ко­на Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции “О сво­бо­де ве­ро­ис­по­ве­да­ния”. С кон­ца 80-х го­дов чис­ло пра­во­слав­ных дей­ст­вую­щих хра­мов вы­рос­ло с 46 до бо­лее чем 200. Сей­час в Мо­ск­ве дей­ст­ву­ют че­ты­ре муж­ских мо­на­сты­ря (Дон­ской, Да­ни­лов, Но­во­спас­ский и Вы­со­ко­пет­ров­ский) и один жен­ский (Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы). Пе­ре­дан церк­ви Си­мо­нов мо­на­стырь. В Мо­ск­ве име­ют­ся под­во­рья Свя­то-Вве­ден­ской Оп­ти­ной пус­ты­ни, Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря, Свя­то-Пан­те­лей­мо­нов­ско­го мо­на­сты­ря на го­де Афон. Пра­во­слав­ные за­ни­ма­ют пер­вое по чис­лен­но­сти ме­сто сре­ди ве­рую­щих Мо­ск­ви­чей.

В Мо­ск­ве на­чи­ная с XVII в. зна­чи­тель­ны­ми груп­па­ми на­се­ле­ния пред­став­ле­ны ста­ро­об­ряд­цы - пра­во­слав­ные рус­ские лю­ди, не при­няв­шие но­во­вве­де­ний пат­ри­ар­ха

-3-

Ни­ко­лая, след­ст­ви­ем че­го был рас­кол в пра­во­слав­ной церк­ви в XVII в. В ста­ро­об­ряд­че­ст­ве об­ра­зо­ва­лось мно­го тол­ков и те­че­ний. Пер­вое ме­сто по чис­лу при­хо­жан за­ни­ма­ет Рус­ская Пра­во­слав­ная Ста­ро­об­ряд­че­ская Цер­ковь. Сре­ди мо­с­ков­ских ста­ро­об­ряд­цев есть об­щи­ны Мо­с­ков­ская Пре­об­ра­жен­ская и Мо­с­ков­ская По­мор­ская и дру­гие.

Сре­ди пра­во­слав­ных ав­то­ке­фаль­ных церк­вей в сто­ли­це - храм Гру­зин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, храм под­во­рья Бол­гар­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, хра­мы при пред­ста­ви­тель­ст­ве Ан­ти­охий­ско­го пат­ри­ар­ха­та (церк­ви Ар­хан­ге­ла Гав­рии­ла и Фео­до­ра Стра­ти­ла­та).

По­ми­мо пра­во­сла­вия, хри­сти­ан­ст­во в Мо­ск­ве так­же пред­ста­ви­ло ка­то­ли­циз­мом, про­тес­тан­тиз­мом и мо­но­фи­зи­там.

К мо­но­фи­зи­там (при­знаю­щим Ии­су­са Хри­ста толь­ко Бо­гом в от­ли­чие от боль­шин­ст­ва хри­сти­ан, ви­дя­щих в нем, и Бо­га и че­ло­ве­ка) от­но­сит­ся Ар­мян­ская Апо­столь­ская Цер­ковь. Она пред­став­ля­ет со­бой центр так на­зы­вае­мой Но­во-На­хи­че­ван­ской Рос­сий­ско-Ар­мян­ской Епар­хии, объ­е­ди­няю­щей ве­рую­щих ар­мян со всей тер­ри­то­рии быв­ше­го СССР, кро­ме За­кав­ка­зья.

Цен­траль­ным мо­с­ков­ским ка­та­ли­ти­че­ским хра­мом для мо­ск­ви­чей-ка­то­ли­ков яв­ля­ет­ся кос­тел Св. Лю­до­ви­ка, от­но­ся­щий­ся к кон­цу XVIII в. Служ­ба так­же на­ча­ла с не­дав­не­го вре­ме­ни про­во­дить­ся и в кос­те­ле на ул. Ма­лая Гру­зин­ская. В Мо­ск­ве су­ще­ст­ву­ет еще два ка­та­ли­ти­че­ских при­хо­да. Один из них пред­на­зна­чен для анг­ло-аме­ри­кан­ских ка­то­ли­ков - ча­сов­ня Бо­го­ма­те­ри На­де­ж­ды. Кро­ме это­го су­ще­ст­ву­ет не­мец­кий ка­то­ли­че­ский при­ход при по­соль­ст­ве Гер­ма­нии. Вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся кос­тел Свя­тых Апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла.

Са­мо­стоя­тель­ную дея­тель­ность с 1992 г. в Мо­ск­ве раз­во­ра­чи­ва­ет ка­то­ли­че­ский ор­ден ма­те­ри Те­ре­зы из Куль­ту­ры. Пред­ста­ви­те­ли ор­де­на, как и в ос­таль­ном

ми­ре, в Мо­ск­ве за­ни­ма­ют­ся бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­-

-4-

но­стью, ока­зы­вая по­мощь в боль­ни­цах, дет­ских до­мах, при­ютах, гос­пи­та­лях, он­ко­ло­ги­че­ских и пси­хи­ат­ри­че­ских кли­ни­ках.

Дос­та­точ­но раз­но­об­раз­но в Мо­ск­ве пред­став­ле­ны про­тес­тан­ты. Наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ную груп­пу, к то­му же стре­ми­тель­но рас­про­стра­няю­щую свое ре­ли­ги­оз­ное влия­ние и пре­де­ла­ми Мо­ск­вы, в Под­мос­ко­вье, ох­ва­ты­вая це­лые рай­оны, со­став­ля­ют бап­ти­сты. Бап­ти­сты пред­став­ля­ют наи­бо­лее мас­со­вое про­тес­тант­ское дви­же­ние, рас­про­стра­нен­ное в Рос­сии. Имен­но за счет чис­лен­но­сти бап­ти­стов про­тес­тан­тизм за­ни­ма­ет вто­рое ме­сто в Мо­ск­ве по чис­лу его ис­по­ве­дую­щих.

Реферат опубликован: 1/12/2009