Страница: 4/9
Москва — очень динамичный город, в котором осуществляется огромная строительная программа. Около 90% ее жилого фонда возведено после Великой Отечественной войны. Ежегодно в строй вводится примерно 4 млн. кв. м жилой площади и 1 млн. кв. м производственной. Продолжает расширяться сеть метрополитена, протяженность путей которого к 1980 г. достигла 184 км, а число станций — 114.
Большая строительная программа была выполнена в связи с проведением в Москве в 1980 г. Всемирных Олимпийских игр. Были сооружены такие уникальные объекты, как крытый стадион в районе проспекта Мира на 45 тыс. мест; плавательный бассейн, в котором за соревнованием спортсменов могут наблюдать 15 тыс. зрителей; гребной канал, велотрек и велодорога в Крылатском; конноспортивная база в Битцевском лесопарке; гостиничные комплексы в Измайлове и Тропареве; крытый зал для спортивных игр в Лужниках; Олимпийская деревня на Юго-Западе, ставшая затем обычным жилым районом столицы, и многое другое.
Кольцевая автодорога — официальная граница города. Но вблизи железнодорожных радиусов переход к Подмосковью незаметен. Города Химки, Солнцево, Люберцы, Реутов, Мытищи, сходные по функциям и облику с районами столицы, воспринимаются как естественное продолжение Москвы.
Московская агломерация насчитывает около 80 городов и поселков городского типа и занимает территорию 9 тыс. кв. км.
Столичность накладывает отчетливый характер на всю ее историю, современную жизнь и перспективы развития. Москва издавна и активно взаимодействовала со своим окружением, в результате чего сложилась необычайно динамичная, исторически многослойная, многофункциональная, внутренне контрастная и достаточно компактная, объединенная интенсивными связями группировка городских поселений. Москва стимулировала развитие в Подмосковье многочисленных предприятий, дополняющих столичный индустриальный комплекс. Они поставляли московским заводам и фабрикам различные узлы и детали, металл и искусственное волокно, пряжу и суровьё, лаки и краски, технические ткани, пластические массы и кинескопы, кабель и многое другое.
Предприятия строительных материалов, аэропорты, железнодорожные сортировочные станции, склады и архивы, испытательные полигоны, водопроводные станции, теплично-парниковые комбинаты, животноводческие комплексы и птицефабрики, рекреационные зоны и туристические центры — все это закономерно возникло на подступах к Москве и создало широкую и разнообразную основу развития столичной агломерации.
Ежедневно в Москву на работу и учебу прибывает около 600 тыс. человек. В погожие летние дни в конце недели из Москвы за город на лоно природы устремляется почти 3 млн. человек.
И очень существенно то, что окружение Москвы все более насыщается объектами, принадлежащими к верхним ярусам столичного комплекса. Это аналоги московских вузов и научно-исследовательских институтов, московских предприятий, выпускающих сложную продукцию, — станкостроительные, приборостроительные, электротехнические, оптико-механические, химико-фармацевтические и другие заводы.
Показательно превращение Подмосковья в подлинный плацдарм науки. Здесь размещены экспериментальные заводы и хозяйства, испытательные полигоны и станции, лабораторные базы, обслуживающие столичные научные учреждения. Наряду с ними в Подмосковье возникли центры прикладной науки. Наконец, новый этап развития науки выразился в создании центров фундаментальных исследований, таких, как Дубна, Троицк, Чер-ноголовка, Пущино-на-Оке, Протвино.
Физико-технический институт в Долгопрудном, Институт электронной техники в Зеленограде, Научно-исследовательский институт высоких энергий АН СССР в Протвино, комплекс академических биологических институтов в Пу-щино, оптико-механический завод в Загорске, механический завод Красногорска — примеры подмосковных звеньев столичного научно-производственного комплекса.
Северо-восток Центрального района. Территория вдоль Волги от Рыбинска до Костромы и примыкающий к ней с юга Ивановский текстильный край — один из наиболее насыщенных промышленных и плотнозаселенных районов Центральной России. А в нем ключевое место занимает Ярославль — истинно волжский город, расположенный примерно в 300 км к северо-востоку от Москвы. Основанный Ярославом Мудрым в 1010 г. на стрелке Волги и ее притока Которосли, он в течение 9 50 лет (до 1463 г.) был центром самостоятельного удельного княжества, а с конца XVIII в. — губернским центром. Благодаря выгодам транспортного положения в узле водных и сухопутных дорог от Москвы к Беломорью, от Урала к Балтике город издавна приобрел важное торговое, а затем и промышленное значение, известность культурного центра (в 1750 г. он стал родиной первого русского театра, основанного Ф. Г. Волковым).
В современном Ярославле более 600 тыс. жителей. Все три главные профилирующие промышленные отрасли Центра — машиностроение, химия и текстильная — широко представлены в Ярославле заводами моторным, дизельной аппаратуры, Новоярославским нефтеперерабатывающим, синтетического каучука, шинным, электромеханическим, судостроительным, лакокрасочным, текстильным комбинатом “Красный Перекоп”, отметившим недавно свое 250-летие. Развиты также предприятия пищевой промышленности и строительных материалов. Для ярославской промышленности характерна тесная взаимосвязь многих предприятий.
Реферат опубликован: 22/04/2009