Экономика Франции

Страница: 2/6

Банки активно участвуют в деятельности промышленных компа­ний через систему участия во владении акционерным капиталом, ис­пользуя в том числе холдинговые компании, инвестиционные фонды, личную унию.

Процесс переплетения капитала привел к тому, что вся экономика охвачена несколькими финансовыми группами, имеющими широкие международные связи. Это группы «Нариба», «Союз», группы Ротшильдов и Ампен-Шнейдеров. Финансовые группы оказывают серьезное влияние на формирование экономической политики. Интересы крупнейших компаний отстаивает Национальный совет французских предпринимателей (Патронат), а также различные отраслевые, межот­раслевые и региональные организации предпринимателей, являющие­ся мощными рычагами давления на правительство.

Активную роль в экономике страны играет мелкий бизнес. Мелкие и средние предприятия укрепляя свои позиции в период 70-80-х гг. Мелкий сектор очень подвижен. 30% регистрируемых предпринима­тельских единиц терпят крах спустя два года, а каждое второе не дотя­гивает до пяти лет. Число фирм, терпящих банкротство, высоко. Пре­пятствием в деятельности новых компаний выступает недостаточность накопления первоначального и оборотного капитала. Мелкий сектор в основном ориентирован на сферу услуг и торговли.

Функционирование экономической системы происходит под мощ­ным воздействием государства на воспроизводственный процесс. По степени развития ГМК, проявляющемся в активном участии государ­ства в регулировании и программировании экономики, в распростра­нении государственной собственности Франция выделяется среди крупнейших промышленно развитых стран. В 80-е гг. произошло из­менение основных направлений экономической политики от дирежизма к неолиберализму, к усилению роли рынка. Большое влияние на экономическую политику оказали изменения в расстановке политиче­ских сил на правительственном уровне, что прежде всего проявилось в отношении к государственному сектору. В 1981 г. правительство соци­алистов провело национализацию 9 крупнейших промышленных ком­паний и 36 банков. Государственный сектор стал сосредотачивать 28% производства и 16% занятых. Национализация способствовала модер­низации и финансовому оздоровлению данных компаний, позволила избежать перехода некоторых фирм под контроль иностранного капи­тала. Пришедший к власти блок правых и центристских партий в 1986 г. принял программу денационализации 65 крупнейших промышленных, банковских и страховых компаний. В частный сектор были пере­даны крупнейшие банковские группы «Париба» и «Сосьете женераль», индустриальные гиганты «Сен-Гобен», «Компани женераль д'электрисите», финансовая компания «Тивас», военно-промышленная компа­ния «Матра», финансовая группа «Сюэз».

Сохраняющийся государственный сектор занижает базовые, инф­раструктурные и отрасли обрабатывающей промышленности. В нем обеспечивается 70% производства энергии, он включает около 60% транспорта и связи, свыше 80% авиакосмической промышленности, дает 40% автомобилей и так далее. Государственный сектор является важным инструментом экономической политики. Обновление основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отраслях хозяйства непосредственно решается государством.

Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в государственном программировании и планировании, которое получило широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью бы­ли созданы официальные органы, среди которых выделяется Комисса­риат плана. Разработанные планы ориентировали французскую эконо­мику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиле­ние научно-исследовательских работ.

Государство активно участвует в развитии НИОКР. На его долю приходится свыше половины общенациональных ассигнований на на­учно-конструкторские работы. Государство стремится ликвидировать существующий разрыв в научно-техническом потенциале между' Фран­цией и другими ведущими странами.

Со второй половины 80-х гг. в экономической политике правитель­ства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с со­зданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразо­вания, проведение системы налогообложения и социального обеспече­ния в соответствии с уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обыч­но она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки.

Реферат опубликован: 9/03/2007