Страница: 8/8
учет новой геополитической ситуации, сложившейся после распада СССР;
стимулирование формирования в Новосибирской области главного на востоке страны финансово-торгового центра и центра деловых услуг.
Этого можно добиться путем превращения современных недостатков и диспропорций, сложившихся в области, в потенциальные достоинства. Так, наличие в Новосибирской области огромного высокоразвитого научно-образовательного комплекса и высококвалифицированных рабочих кадров в оборонном секторе промышленности, могут стать значимым источником экономического роста. Как было показано выше, этот комплекс несмотря на кризис не потерял своего воспроизводственного потенциала, здесь создано много разработок в сфере высоких технологий и он обладает обширными международными связями,
Чтобы задействовать этот потенциальный источник роста, необходимы правильно выбранная стратегия и отвечающий рыночным условиям механизм, в рамках которых можно было бы привлечь не только российских но и зарубежных инвесторов. Так, например, нуждается в особой проработке проблема загрузки свободных мощностей машиностроительных предприятий ВПК заказами на наукоемкую продукцию, создаваемую на базе научных разработок институтов Сибирского отделения РАН, расположенных в Новосибирске.
Однако формирование новой специализации Новосибирской области в значительной мере происходит спонтанно и не является результатом осознанной федеральной и областной экономической политики. Справится с решением проблем, мешающих экономическому росту, без поддержки федерального центра администрация области не в состоянии.
В настоящее время администрация Новосибирской области пытается решать проблемы развития, исходя в основном из внутренних условий и механизмов. Разрабатываемые в области перспективные стратегии экономической политики ориентированы на решение проблемы неплатежей, наполнения регионального рынка за счет местных товаропроизводителей. Они допускают дальнейшее свертывание масштабов машиностроения и научно-образовательного комплекса. Акцент делается на усиление внутриобластных межотраслевых связей, на развитие малого бизнеса. Обсуждается вопрос о национализации социально значимых для населения предприятий и другие меры административного управления экономикой.
Однако нужна иная ориентация стратегии долгосрочного экономического роста, увязывающая интересы федерального центра, потенциал Новосибирской области и соседних регионов, с интересами зарубежных инвесторов. Этого, в частности, можно добиться и средствами федеральной региональной политики.
С учетом проведенного анализа, считаем целесообразным в дальнейшем сосредоточить особое внимание в рамках проекта Тасис EDRUS 9602 на следующих проблемах Новосибирской области:
использования уникального научного потенциала, расположенного на территории Новосибирской области и конверсируемых мощностей предприятий ВПК для создания здесь крупного центра высоких технологий и формирования Новосибирского технопарка и технополиса как особых форм региональной концентрации инновационной деятельности;
поддержка формирования в Новосибирской области крупнейшего финансово-торгового и делового центра межрегионального назначения, обслуживающего ряд регионов востока России и реализующего новые направления межрегиональной интеграции.
Реферат опубликован: 21/06/2006