Страница: 13/15
Из таблицы видно, что реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации, снизился в 2001 году по сравнению с предыдущим годом на 28,81% (27,59%-56,40%). Причем на это снижение оказало воздействие ряда факторов, а именно: влияние изменения себестоимости выпускаемой продукции снизило уровень рентабельность реализованной продукции на 50,43% (5,97%-56,40%); влияние изменения оптовых цен на реализованную продукцию повысило уровень рентабельности на 21,62% (27,59%-5,97%). При этом необходимо отметить, что структура ассортимента выпускаемой продукции на предприятии практически не изменилась и не повлияла существенным образом на уровень рентабельности реализованной продукции и составила 0% (56,40%-56,40%).
Кроме того, для осуществления контроля за себестоимостью реализованной продукции, а также за изменениями в политике ценообразования на исследуемом предприятии, произведем расчет рентабельности продаж в таблице на основании формулы (22).
Таблица 9.
Анализ рентабельности продаж ОАО «ТЗМОИ».
Показатели |
За предыду-щий год |
За отчетный год |
Отклонение |
Темп роста, % |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Выручка от реализации, тыс. руб. |
962269 |
782605 |
-179664 |
81,33 |
2.Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
615259 |
613366 |
-1893 |
99,69 |
3. Прибыль от реализации, тыс. руб. |
347010 |
169239 |
-177771 |
48,77 |
4.Рентабельность продаж, % |
36,06 |
21,63 |
-14,44 |
59,97 |
Как показывают данные приведенной таблицы, рентабельность продаж за отчетный год снизилась по сравнению с предыдущим годом на 40,03% (100%-59,97%), что в абсолютном выражении составило 14,44%. Причем на это снижение оказало влияние изменения отпускных цен и себестоимости на реализованную продукцию.
Влияние изменения оптовых цен на рентабельность продаж рассчитывается по формуле (24):
или 14,68%.
Влияние изменения себестоимости на рентабельность реализованной продукции определяется по формуле (25):
или 0,25%.
Таким образом, из представленных расчетов видно, что снижение оптовых цен на реализованную продукцию на 179664 тыс. руб. (или на 18,67%) в отчетном периоде вызвало уменьшение прибыли на каждый рубль реализованной продукции на 14,68 коп. В то же время небольшое сокращение полной себестоимости на 1893 тыс. руб. (или на 0,31%) повлекло незначительное увеличение уровня рентабельности продаж на 0,25%. Выявление причин, обусловивших изменение как оптовых цен на реализованную продукцию, так и ее себестоимости, возможно лишь при наличии доступа к внутренней информации о деятельности предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Рентабельность характеризует результативность деятельности организации. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия. Существуют различные группировки системы показателей рентабельности. Мы рассмотрели одну из таких классификаций с подразделением показателей рентабельности на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, показатели рентабельности, характеризующие финансовую деятельность организации и показатели рентабельности продукции.
Реферат опубликован: 28/11/2006