Страница: 17/19
И. В. Вернадский особое внимание обращает на формы выражения статистикой исследуемых явлений: «Выражая количественные величины, она необходимо должна иметь единицу сравнения, единицу статистической меры, единицу отношения».
И. В. Вернадский определенное внимание уделял также разграничению статистики с близкими ей науками, особенно географией и историей. Так, проведя грань между географией и статистикой, он отмечал, что география описывает внешность в возможных ее видоизменениях, отыскивая в этих изменениях влияние исследуемых сил. Статистика «ищет и 'излагает законы общества и, следовательно, имеет предметом круг видоизменений последнего и посторонних на него влияний».
Русская социологическая школа
Социологическая школа русской академической статистики возникла
в период революционной ситуации 60-х годов XIX в., когда старые критерии государствоведения почти что отмерли, а взгляды А. Кетле, хотя и оставили заметный след в историй статистики, стали подвергаться нападкам в новых условиях со стороны многих западноевропейских исследователей.
Стремление заменить изучение государства изучением общества—характерная черта социологической школы. Это в основном отличает предмет изучения этой школы от других школ и направлений в статистике. В этом направлении прокладывали свой творческий путь все представители русской академической статистики 60—80-х годов.
Русская философско-математическая школа
К числу выдающихся русских статистиков относится А. А. Чупров (1874—1926). Это один из крупнейших представителей математической школы в .статистике. А. А. Чулров состоял профессором статистики Петербургского политехнического института. В методологическом отношении организованный им курс статистики, сочетавший лекции, практические занятия и специально поставленный научный семинар, считался в дореволюционный период наилучшим. Глубоко убежденный в том, что статистическую науку следует изучать не отрываясь от практики, «идя от практики», т. е. сочетая изучение теории с проверкой методологических положений на материалах живой действительности, А. А. Чупров поручал студентам выполнять значительные исследовательские работы. Под его руководством был выполнен студентами Н. С. Четвериковым, Н. М. Виноградовой, Г. С. Полляк, Б. П. Кадомцевым и др. и опубликован ряд крупных и интересных работ.
Из многочисленных работ А. А. Чупрова, сделавших его имя широко известным в России и за границей, наибольшее научное значение имеют «Очерки по теории статистики» (1909, 1910 и 1969) и «Основные проблемы теории корреляции» (1926). Интересны его исследования и в области демографии, где им изучались изменения в половом составе рождающихся, а также заметки, относящиеся к проблемам хозяйственно-деловой статистики.
К началу XX в. положение вещей в статистике радикально изменяется. По-видимому, мыслит А. А. Чупров, «есть основание думать, что полосе равнодушия статистиков к общим вопросам науки приходит конец».
Среди академических статистиков почетное место принадлежит Р. М. Орженцкому (1863—1923), продолжавшему разрабатывать идеи английской школы математической статистики. Сочетая практическую деятельность в области статистики с участием в научных разработках, в частности в земских статистических органах и в качестве заведующего отделом статистической методологии Центрального статистического управления, он с большим успехом осуществлял свою научную деятельность в области политической экономии и статистики. Из разработок в области статистики наиболее крупное значение имеют «Сводные признаки» (1910), «Учебник математической статистики» (1914), «Элементарная теория статистических величин и вычислений» (1921) и ряд других.
Через четыре года после опубликования наиболее крупной монографии «Сводные признаки» появился учебник Р. М. Орженцкого «Математическая статистика», в котором он в небольшом разделе «Общие понятия» дает определение предмета статистики, устанавливает ее задачи и выявляет отличия от других наук.
Реферат опубликован: 23/04/2009