Страница: 17/22
- усиление интегрирующих функций системы Госкомстата в общем процессе информационного отображения общественно-экономических явлений в стране;
- повышение роли региональной статистики, соответствующее перераспределение функций между федеральным и региональными уровнями;
- обеспечение объективности и оперативности статистических данных;
- достижение прогрессивного технико-технологического уровня статистических работ, обеспечение производственного и бытового комфорта работников российской статистики.
В первую очередь будет разработана система статистических показателей, комплексно характеризующих экономику переходного периода, рыночные отношения. Задел для этого в виде комплекса работ по принципиальной схеме анализа социально-экономического развития и разработке комплексной системы показателей для федерального и регионального уровня создан в 1995 г. Принципиальная схема направлена на решение следующих задач:
- представить во взаимосвязанной форме механизм функционирования российской экономики и определить основные направления анализа происходящих в ней процессов;
- определить систему показателей, необходимых для такого анализа, как на федеральном, так и на региональном уровнях с учетом отечественного и мирового опыта, рекомендаций международных экономических организаций;
- обосновать современные подходы к организации статистической информации; придать текущей работе статистических органов по пересмотру форм и показателей государственной отчетности нужную долговременную ориентацию; развивать статистическую методологию исходя из содержательной стороны самого экономического анализа.
На ее основе будет обеспечена большая готовность статистики к решению проблем экономики в новых условиях, более целенаправленное осуществление замены обязательной отчетности выборочным наблюдением и определение их программы не только на ближайшее время, но и на перспективу. На новом этапе трансформации статистики потребуется решить несколько важных задач в области методологии статистических показателей:
- разработать методологию показателей системы национальных счетов России, характеризующих движение финансовых потоков, с использованием для этого в качестве основы статистики предприятий, а также административной и банковской статистики;
- осуществить комплексную взаимоувязку методик отдельных отраслевых показателей, что обеспечит однозначную трактовку статистических показателей и их сквозное применение (от производства до конечного потребления);
- совершенствовать методики расчета показателей с учетом законодательной и хозяйственной практики.
Реализация системного подхода в реформировании статистики потребует отказа от применяющегося до сих пор отраслевого подхода как основного метода сбора информации и перехода на статистику предприятий. Такой подход предоставит широкие возможности для глубокого и взаимосвязанного анализа функционирования рынков труда, капитала, товаров и услуг для комплексной экономической, демографической, социологической характеристики производителей; более точной оценки масштабов и направлений инвестиционных потоков; определения устойчивых и неустойчивых в финансовом отношении секторов экономики; выявления эффективности структурной перестройки, процесса конверсии; прослеживания связи между производством и экологией.
Он будет сопровождаться существенным снижением информационной нагрузки на предприятия, устранением дублирования информации, упрощением процедур и организации сбора данных. Это потребует, в свою очередь, инвентаризации существующего арсенала методов сбора информации на предмет соответствия специфике предприятий и обеспечения объективности данных. При этом сохраняется ориентация на цензовый принцип, когда крупные и средние предприятия всех форм собственности охватываются сплошным учетом с большим объемом и частой периодичностью представления информации, а малые предприятия - по выборке.
При переходе на статистику предприятии создаваемый Государственный статистический регистр (ГОСТАР) будет представлять собой центральное звено системы учета и идентификации хозяйственных субъектов, базу для организации выборочных обследований, банк данных "реквизитной" информации и экономических показателей в разрезе единиц статистического наблюдения. Преследуемая цель при проектировании системы - при минимуме входной информации иметь массивы статистических данных, удовлетворяющих потребности административных органов управления и пользующихся коммерческим спросом.
Реферат опубликован: 7/02/2007