Страница: 2/13
Главной задачей эмиссионных банков является укрепление позиций денежной единицы как внутри страны, так и за рубежом. Эмиссионный банк осуществляет надзор над всей кредитной системой; осуществляет кредитно-денежную политику государства; концентрирует временно свободные или обязательные резервы других банков; выпускает наличные деньги - банкноты (осуществляет эмиссию); кредитует преимущественно государство и коммерческие банки.
Обычно эмиссионные банки не занимаются кредитованием народного хозяйства и населения; эта операция входит в компетенцию коммерческих банков.
Коммерческие банки - наиболее универсальный тип банков - занимаются широким кругом операций. Но их специфическими функциями являются: приём депозитов, предоставление ссуд, проведение расчетов.
По срокам выдаваемых кредитов могут быть банки, предоставляющие преимущественно долгосрочные или краткосрочные ссуды. Их задача - обеспечить на возвратной основе потребности заемщиков в дополнительных ресурсах, в которых они нуждаются в ходе своей коммерческой деятельности.
По хозяйственному признаку различают промышленные, торговые, сельскохозяйственные, внешнеторговые.
В мировой практике выделяются также сберегательные, депозитные банки, в задачи которых входит аккумуляция свободных денежных средств, привлечение депозитов (вкладов)и их использование для кредитования других кредитных учреждений. В банковской системе отдельно могут быть представлены кредитные учреждения, выполняющие специальные задачи - различного рода инновационные банки, фонды специального назначения, общества взаимного кредита, ломбарды.
По территориальному признаку банки делятся на местные (региональные) и обслуживающие потребности ряда регионов, страны в целом, международные.
На практике в чистом виде тот или иной банк почти не встречаются. В современном денежном хозяйстве чаще встречаются комбинации выполняемых банком операций при сохранении главного направления их деятельности, что и позволяет выделять отдельные их типы.
Ресурсы банков делятся на собственные и привлеченные.
В состав собственных ресурсов государственных банков в условиях функционирования командно-административной системы управления экономикой включались закрепленные за банками средства уставного, резервного фондов, фонда основных средств, фонда амортизации и фонда развития банковского дела. Средства двух основных фондов - основного и резервного - первоначально создавались за счет средств государственного бюджета.
Состав привлеченных средств (ресурсов) в государственных банках формировался в основном за счет средств государственного бюджета, средств на расчетных, текущих счетах, денежных накоплений трудящихся и эмиссионного ресурса.
Переход к рыночной модели экономики, ликвидация монополии государства на банковское дело, создание двухзвенной банковской системы коренным образом меняет характер банковских ресурсов. Размер общегосударственного ссудного фонда резко сужается, и сфера его функционирования сосредотачивается в первом звене банковской системы - Государственном банке, центральных государственных банках республик и их филиалах. Государственные, кооперативные смешанные (с точки зрения собственности) предприятия, общественные организации, население в условиях рыночной экономики получают право выбора банка, где они хранят свои денежные ресурсы. Ликвидируется бесплатное пользование банками ресурсов государственных предприятий и организаций.
То есть образуется рынок кредитных ресурсов. Государственный ссудный фонд страны становится частью рынка кредитных ресурсов.
Масштабы деятельности коммерческого банка, а следовательно, размеры доходов, которые он получает, теперь зависят от размера тех ресурсов, которые банк приобретает на рынке ссудных ресурсов. Отсюда возникает конкурентная борьба между банками на рынке ссудных ресурсов.
Реферат опубликован: 8/08/2007