Страница: 12/25
2) отход от прямого контроля за кредитом и принудительного регулирования инвестиционных потоков;
3) меры, направленные на усиление тенденции к диверсификации финансовых услуг и деспециализации соответствующих институтов;
4) упрочение принципа равной и “нейтральной” конкуренции;
5) меры, ориентированные на рост числа конкурирующих институтов, как резидентских, так и привлекаемых извне;
6) обеспечение достаточной информационной базы, своего рода обозримости рынков;
7) поддержка эффективной собственности (в том числе за счет слияния различных банковских институтов);
8) меры по укреплению конкурентоспособности национальных рынков и составляющих их кредитно-финансовых институтов на международном рынке ссудных капиталов.
В итоге уже к началу 80-х годов (и на протяжении всего этого десятилетия) в валютно-финансовой политике западных государств отчетливо взаимодействовали две тенденции: дерегулирование отдельных товарных и особенно валютно-финансовых потоков и одновременно ограждение национального экономического пространства, рост протекционизма. Заметно снижается значение даже такого традиционно удобного и радикального средства официального регулирования рынка ссудных капиталов, каким всегда были процентные ставки.
До определенной степени динамика этого процесса может быть интерпретирована исходя из созданной в конце 20-х годов и прочно забытой в СССР (вплоть до второй половины 80-х годов), несмотря на значительный интерес мировой экономической науки, концепции больших циклов коньюнктуры (“волн Кондратьева”). Изменения в сфере кредита, отмеченные выше, могут быть связаны с началом очередного повышательного движения “волны Кондратьева”, датируемым в зарубежной литературе именно рубежом 70 - 80-х годов.
Сдвиги в процессе производства потребовали адекватных изменений в сфере обращения в целом и в кредитной системе как важнейшей инфраструктурной составляющей процесса общественного воспроизводства.
Перед государством же ставится соответствующая задача перехода от прямого административно-правового воздействия на хозяйственные процессы к косвенным мерам, нацеленным на обеспечение беспрепятственного функционирования регулирующих тенденций рыночного механизма.
Регулирование кредитно-финансовых процессов на внутристрановом уровне решает двуединую задачу - осуществление широкого макроэкономического воздействия на народное хозяйство, сочетаемого с возможностью оперативной корректировки проводимых мероприятий.
На рынке ссудных капиталов государство выступает кредитором и заемщиком, может устанавливать общие правила функционирования рынка и контролировать их выполнение, проводить официальную денежно-кредитную политику и т.д. Влиянием государства обусловливаются основные тенденции развития рынка.
Прямое государственное воздействие на рынок ссудных капиталов осуществляется двояко: с использованием административных, нормотворческих мероприятий или экономическими средствами, прежде всего за счет использования возможностей государственного бюджета. Ведущими регулирующими институтами в данном случае являются законодательные (парламенты) и исполнительные (различные министерства: финансов, торговли и промышленности и т.д.)
Так называемый разумный надзор связан прежде всего с принятием законодательных актов, касающихся деятельности банков, эмиссии ценных бумаг и торговли ими, о фондовой бирже и т.д.
Особый вид государственного вмешательства в функционирование кредитной системы - регулирование процентных ставок, осуществляемое через посредство центрального банка страны путем фиксирования специальной ставки по учету коммерческих векселей, обычно акцептованных первоклассными банками, или установление минимальных ставок по ссудам этого банка, выступившего в данном случае как кредитор последней инстанции.
Реферат опубликован: 6/01/2009