Страница: 6/7
Ранее считали, что вид состоит из 4 подвидов. Однако полевые и лабораторные исследования последнего десятилетия показали, что эти подвиды следует рассматривать в качестве самостоятельных видов. Это серый тритон, Т. саrnifex (Laurenti, 1768), обитающий в Альпах, Италии и на большей части бывшей Югославии и Греции; собственно гребенчатый тритон, Т. cristatus; дунайский тритон, Т. dobrogicus (Kidtzescu, 1903), и: тритон Карелина, Т. karelinii (Strauch, 1870). В фауне бывшего СССР — 3 из этих 4 видов; в России 2 вида. Всех их сейчас относят к видовой группе Т. cristatus подрода Triturus. Подвиды у собственно гребенчатого тритона не выделяются (Ананьева, Боркин, Даревский, 1998).
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ. Во многих районах обитает совместно с обыкновенным тритоном, а на Карпатах, кроме того, с альпийским и карпатским тритонами. От всех них отличается формой спинного гребня (высокие зубцы, выемка перед хвостовой частью) и окраской тела. В Закарпатье и, возможно, в Молдавии соприкасается с дунайским тритоном, от которого отличается особенностями окраски и пропорциями тела (индекс Вольтерсторфа); однако в ряде случаев точная идентификация без применения биохимических признаков может быть затруднена. От пятнистой саламандры отличается формой и окраской тела, а от сибирского углозуба (Зауралье), кроме того, числом пальцев на задних конечностях.
ЧИСЛЕННОСТЬ. Несмотря на большой ареал гребенчатый тритон обычно не очень многочислен, особенно на севере и востоке ареала, и распространен мозаично. Наряду с обыкновенным тритоном, он все же является фоновым видом. Хотя численность его в 5 и более раз ниже первого вида, в зоне широколиственных лесов он не уступает ему в численности, а местами даже превосходит. Во многих районах вид, по-видимому, сокращается; локально может быть редким. Обитает на территории многих заповедников. Занесен в Красную книгу Латвии, но в Красные книги СССР, России и других республик включен не был. В пределах России указан в некоторых региональных Красных книгах (например, в Башкирии и Карелии). Угрозы существованию вида в целом нет, поэтому специальных мер охраны пока не требуется. В Западной Европе охраняется Бернской Конвенцией.
ЛИМИТИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ.Изменение ландшафтов, химизация среды.
БИОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ ВИДА. Обитает преимущественно в лесной зоне, где держится вблизи заросших околоводной растительностью стоячих и слабопроточных водоемов в различного рода биотопах. Это леса, кустарники, сады, огороды, широкие речные долины; встречается также на открытых участках, пойменных лугах и т.д. В зоне широколиственных лесов наиболее многочислен. Населяет как низменные районы, так и горы. В Карпатах найден на высоте до 1450 м (выше линии леса на полонине); в Альпах до 1100 м.
Весну и первую половину лета (всего около 120 суток) тритоны проводят в водоемах — в озерах, старицах, заводях, ямах с водой, в осоковых и торфяных болотах, иногда в лужах, как правило, в лесу или у опушек; попадаются также в канавах и прудах. Гребенчатый тритон избегает загрязненных водоемов; редок или отсутствует в населенных пунктах и других местах с хозяйственной деятельностью человека. Во второй половине лета тритоны живут на суше в лесу.
В водоемах тритоны активны преимущественно днем, на суше в сумерки и ночью, скрываясь в остальное время под пнями, гнилыми стволами деревьев, в ямах с песком и опавшими листьями, в густом дерне, иногда даже в кротовых ходах. В этих убежищах обычно и зимуют, иногда вместе с другими видами амфибий. Зиму проводят также под мхом, в корневых пустотах, даже в подвалах и погребах. Хотя зимуют обычно на суше, но могут зимовать и в непромерзающих до дна водоемах.
Содержание
Стр.
Введение…………………………………………………………………….…3
1. Обзор литературы по теме…………………………………………….4
1.1. Общая характеристика рода Тритоны …………………………4
1.2. Общая характеристика вида тритон гребенчатый ……………6
1.3. Общая характеристика вида тритон обыкновенный …………11
2. Материал и методика исследований…………………………………14
3. Результаты исследований…………………………………………… 15
3.1. Фенология размножения и развития………………………… 15
4. Практическое значение полученных результатов исследований… 17
5. Использование материала курсовой работы в средней школе…… .18
Выводы……………………………………………………………………… .19
Литература…………………………………………………………………….20
Приложения………………………………………………………………… .21
Введение.
Изучение экосистем является сегодня одной из самых актуальных проблем. Она подразделяется на ряды стадий, одна из них - изучение отдельного вида. В нашей области, амфибии изучены незначительно, т.к. их изучением в настоящее время практически никто не занимается. Нам стало интересно выяснить значение земноводных в экосистемах нашего города и близ лежащих окрестностей.
Реферат опубликован: 5/02/2008