Страница: 1/11
[1] Вернадский В.Н. Начало и вечность жизни. – М.: Республика, 1989. – С.156.
[2] Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.– М. Наука, 1989.– с.185
[3] Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.– М. Наука, 1989.– с.181
[4] Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. – М., 1940. – С.49.
[5] К.М аркс и Ф.Энгельс, Соч. т.20, с.616
[6] В.И.Вернадсиий. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965, с. 283, 286; Биогеохимические очерки, М.– Л., 1940, с.185
[7] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г., с.136
[8] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г., с.132
[9] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г., с.134
[10] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г., с.143
[11] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г., с.140
[12] Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г., с.331
[13] Вернадский В.И. “Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г., с.26
[14] Вернадский В.И. “Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г., с.27
[15] Вернадский В.И. “Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г., с.27
[16] Вернадский В.И. “Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г., с.28
[17] Вернадский В.И. “Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г., с.34
[18] Вернадский В.И. “Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г., с.88
[19] Вернадский В.И. “Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г., с.46
При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни — в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что впервые мы находимся в условиях единого геологического исторического процесса, охватившего одновременно всю планету. XX век характерен тем, что любые происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с каждым днем социальная, научная и культурная связанность человечества только усиливается и углубляется. “Увеличение вселенскости, спаянности всех человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие годы чуть не ежегодно” [18].
Результат всех вышеперечисленных изменений в биосфере планеты дал повод французскому геологу Тейяр де Шардену заключить, что биосфера в настоящий момент быстро геологически переходит в новое состояние – в ноосферу, то есть такое состояние в котором человеческий разум и направляемая им работа представляют собой новую мощную геологическую силу. Это совпало, видимо не случайно, с тем моментом когда человек заселил всю планету, все человечество экономически объединилось в единое целое и научная мысль всего человечества слилась воедино, благодаря успехам в технике связи. Таким образом:
* Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени;
* Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;
* Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни. Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление.
Вернадский неоднократно отмечал, что “цивилизация “культурного человечества” — поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере,— не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было” [19].
Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности, неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики, публицисты, был увиден Вернадским.
Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения — все это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном – планетном аспекте.
Реферат опубликован: 16/06/2009