Анализ кредитоспособности ссудозаемщика на примере предприятия

Страница: 7/29

Коэффициенты привлечения образует третью группу оценочных показателей. Они рассчитываются как отношение всех долговых обязательств к общей сумме активов или к основному капиталу; показывают зависимость фирмы от заемных средств. Чем выше коэффициент привлечения, тем хуже кредитоспособность Заемщика.

С третьей группой показателей тесно связаны показатели четвертой группы, характеризующие прибыльность фирмы. К ним относятся норма: доходности, доля прибыли в доходах, норма прибыли на активы, норма прибыли на акцию. Если растет зависимость фирмы от заемных средств, то снижение кредитоспособности, оцениваемой на основе Кпривл, может компенсироваться ростом прибыльности.

Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками включает три блока:

1) оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности:

2) оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками:

3) использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Банка Франции.

При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:

-характер деятельности предприятия и длительность его функционирования:

-факторы производства:

а) трудовые ресурсы в разрезе руководителей, управленцев и персонала ( образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и добавленной стоимости (должно быть в пределах 70 %)

б) производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций)

в) финансовые ресурсы;

г) экономическая среда ( на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческая политика фирмы, степень освоения приемов и способов маркетинга).

На основе счета результатов деятельности определяются следующие показатели:

Табл.1

Показатель

Метод определения

Выручка от реализации

Валовой коммерческий доход или коммерческая маржа (ВД)

Выручка о реализации минус стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей и готовых изделий

Добавленная стоимость (ДС)

ВД минус эксплуатационные расходы (административные, на субподрядчик -ков)

Валовой эксплуатационный доход (ВЗД)

ДС минус расходы на зарплату, минус налоги на зарплату, минус оплата отпусков

Валовой эксплуатационный результат (ВЭР)

ВЭД минус уплата процентов за кредит плюс доход от вложения средств в другие предприятия и минус отчисления в фонд риска

Прибыль, которая может быть использована для самофинансирования (СФ)

ВЭР минус прибыль, распределяемая между работниками предприятия, и минус налоги на прибыль

Чистая прибыль (П)

СФ плюс или минус случайные доходы (расходы) минус амортизация недвижимости

Баланс и другие формы отчетности используются, во-первых, для оценки соотношения сальдовых показателей и , во-вторых, для расчета коэффициентов кредитоспособности на основе оборотных показателей. Предметом анализа являются такие пропорции, как соотношение долгосрочной задолженности и собственных средств, соотношение стабильных собственных ресурсов и суммы активов, динамика затрат и убытков по сравнению с темпами роста производства и т.д. Данные отчетности фирмы сопоставляются с данными сводного баланса, который составляется на основе баланса однородных предприятий. Одним из основных направлений анализа данных баланса является определение банковского риска.

Реферат опубликован: 29/08/2007