Страница: 2/6
Сен-Симона заинтересовали большие успехи естественных наук, и он решил посвятить себя их изучению. На оставшиеся деньги он купил дом, где принимал крупнейших учёных Парижа. Несколько лет Сен-Симон путешествовал по Европе, и к 1805 году выяснилось, что денег у него больше нет. Так он оказался на грани бедности. Именно в это время он начал свою деятельность социалиста-утописта и писателя.
Сен-Симон оставил нам богатое литературное наследие. В 1803 году он выпустил книгу «Письма Женевского обитателя к современникам». Это уже утопический план переустройства общества, изложенный, правда, в туманной форме. В этом небольшом сочинении замечательны две вещи. Первое: Сен-Симон изобразил французскую революцию как классовую борьбу между дворянством, буржуазией и пролетариатом. Второе: он отметил значительную роль науки в преобразовании общества. Сен-Симон писал об учёных: «Взгляните на историю прогресса человеческого разума, и вы увидите, что почти всеми образцовыми произведениями его мы обязаны людям, стоявшим особняком и нередко подвергавшимся преследованиям. Когда их делали академиками, они почти всегда засыпали в своих креслах, а если и писали, то лишь с трепетом и только для того, чтобы высказать какую-нибудь маловажную истину». В 1808 году Сен-Симон выпустил на деньги своего бывшего слуги вторую работу – «Введение к научным трудам XIX века». В 1817-1818 годах Сен-Симон писал сочинение «Промышленность или политические, моральные и философские рассуждения», в 1823-1824 годах – свой самый законченный и отделанный труд «Катехизис промышленников», а в 1825 году свой последний труд – «Новое христианство», через несколько недель после выхода которой Клод Анри Сен-Симон умер.
Основой развития общества Сен-Симон считал научное и нравственное просвещение людей. Но в отличае от мыслителей XVIII века Сен-Симон обращал особое внимание на экономические факторы. Он считал также закономерной смену менее совершенных форм общественного устройства более совершенными. Сен-Симон был убеждён, что «золотой век» находится не в прошлом, а в будущем.
Особое место в трудах Сен-Симона занимает критика капитализма, главными недостатками которого он считал конкуренцию, бедственное положение народа и рабочего класса. Он объединял рабочих, капиталистов, торговцев в один класс, называя их индустриалами. Дворянство, духовенство и чиновников он считал бесполезными и называл их «бесплодными». Сен-Симон не имел ясного представления о делении общества на классы, но тем не менее признавал противоречия между индустриалами и собственниками.
Сен-Симон обращал внимание на роль банков, которые объединяют в единую систему кредита класс промышленников в такую денежную силу, какую не имеют остальные классы и даже государство. Будущий строй Сен-Симон представлял как промышленно-научную систему, в которой конкуренцию сменит организация производства и труд всех для блага всех. К индустриалам в новом обществе он относил тех, кто занимался полезной для общества работой в сфере производства, в сфере обращения и распределения, независимо от характера труда.
Сен-Симон представлял цели нового общества совершенно иными, чем цели старого общества. Важнейшей целью он считал производство необходимых и полезных вещей. Он считал, что развитие производства обеспечит благополучие всех людей. Для полного счастья, полного удовлетворения физических и духовных потребностей людей, по мнению Сен-Симона, необходимо «воцарение взаимной благожелательности между людьми».
Сен-Симон представлял будущее общество сложной мастерской, в которой развитие производства, земледелия, коммерческой деятельности позволят обществу достичь поставленных целей. Этому будет способствовать и то, что человечество перестанет тратить силы на управление друг другом, содержание полиции и армии. Охрана порядка будет общественной функцией. Сен-Симон считал, что в будущем обществе иным будет и характер управления производством. Работники промышленности и науки совместными усилиями будут разрабатывать план работы. Труд в будущем обществе он видел зависящим от умственных и физических способностей каждого человека. Он считал, что наиболее способными к управлению производством являются фабриканты, купцы и банкиры.
Реферат опубликован: 4/01/2009