Международный валютный фонд и Россия

Страница: 4/9

Таблица №2. Кредитные операции МВФ в 1991-1997 гг.* (в млн. дол.)

Получено кредитов

Число должников

Сумма долга

Страны Европы

29 425

23

21 609

Страны Латинской Америки

26 018

16

19 447

Страны Африки

10 380

41

10 034

Страны Азии

11 402

12

6 481

Страны Ближнего Востока

1 130

2

601

Все страны

78 355

94

58 172

*По состоянию на 31 октября 1997 г.

Следует заметить, что основная масса кредитов концентрируется на сравнительно узкой группе наиболее крупных заемщиков. Если взять 16 стран, каждая из которых за период 1991 -1997 гг. заняла у МВФ более 1 млрд дол., то общая сумма полученных ими кредитов составит почти 63 млрд дол., или 80% от общего объема кредитования. Однако по итогу 90-х годов самым крупным заемщиком оказалась Россия; начиная с 1992 г. она ежегодно получала от МВФ значительные кредиты, в сумме составившие около 15,3 млрд дол.

Для валютной ситуации 90-х годов характерно массовое присоединение стран - членов МВФ к известной статье VIII его устава, фиксирующее отказ от применения валютных ограничений и практически означающее установление конвертируемости национальной денежной единицы по международным операциям текущего характера. МВФ явно снизил требования и стал гораздо либеральнее подходить к странам, претендующим на получение соответствующего статуса. За 45 лет - с 1946-го по 1990 г. включительно - режим VIII статьи был одобрен руководством Фонда для 68 участников, тогда как за следующие семь лет эту процедуру прошли уже 73 страны. Официальное присоединение России к VIII статье было оформлено 1 июня 1996 г[11].

II. Проблемы МВФ

2.1 Резервы фонда

Глобальный финансовый кризис, мас­штаб которого показался бы абсо­лютно невероятным еще год назад, начинает настигать тех, кто по долгу службы должен препятствовать его воз­никновению. Ставшие уже привычными аббревиатуры международных финан­совых институтов, весьма вероятно, уйдут в историю уже в скором будущем. Первой кандидатурой на попадание в этот печальный список является Меж­дународный валютный фонд[12]

Текущий финансовый кризис, каза­лось бы, не дает повода усомниться в необходимости и значительности роли МВФ. Тревожные известия приходят из все новых мест. После России эпицентр кризиса переместился в Бразилию. Пе­репуганные инвесторы только за пос­ледний месяц вывезли из страны почти 13 млрд долларов. Некоторые аналити­ки считают, что для стабилизации поло­жения бразильской экономики, девятой по величине в мире, потребуется 20-30 млрд долларов. Но даже с учетом 50 млрд золотовалютных запасов стра­ны объем краткосрочных внешних дол­гов Бразилии заставляет сомневаться в достаточности такой помощи.

Не удивительно, что руководство МВФ предпринимает все, чтобы его главный «акционер», Соединенные Штаты, увеличил финансирование фон­да. Ведь ресурсы организации практи­чески исчерпаны. Сейчас, по словам за­местителя директора МВФ Стенли Фи­шера, резервы фонда, которые он ре­ально может использовать для экстрен­ных стабилизационных кредитов странам, терпящим финансовые бедствия, упали до минимального за всю историю уровня — 5-9 млрд. долларов. По дан­ным МВФ, отношение его несвязанных резервов к ликвидным обязательствам, так называемый коэффициент ликвид­ности, составляет сейчас около 30% против «уровня комфорта» в 70%[13]. МВФ считает, что снижение коэффициента ниже 15% нецелесообразно.

Реферат опубликован: 22/03/2007