Страница: 4/9
Таблица №2. Кредитные операции МВФ в 1991-1997 гг.* (в млн. дол.)
Получено кредитов |
Число должников |
Сумма долга | |
Страны Европы |
29 425 |
23 |
21 609 |
Страны Латинской Америки |
26 018 |
16 |
19 447 |
Страны Африки |
10 380 |
41 |
10 034 |
Страны Азии |
11 402 |
12 |
6 481 |
Страны Ближнего Востока |
1 130 |
2 |
601 |
Все страны |
78 355 |
94 |
58 172 |
*По состоянию на 31 октября 1997 г.
Следует заметить, что основная масса кредитов концентрируется на сравнительно узкой группе наиболее крупных заемщиков. Если взять 16 стран, каждая из которых за период 1991 -1997 гг. заняла у МВФ более 1 млрд дол., то общая сумма полученных ими кредитов составит почти 63 млрд дол., или 80% от общего объема кредитования. Однако по итогу 90-х годов самым крупным заемщиком оказалась Россия; начиная с 1992 г. она ежегодно получала от МВФ значительные кредиты, в сумме составившие около 15,3 млрд дол.
Для валютной ситуации 90-х годов характерно массовое присоединение стран - членов МВФ к известной статье VIII его устава, фиксирующее отказ от применения валютных ограничений и практически означающее установление конвертируемости национальной денежной единицы по международным операциям текущего характера. МВФ явно снизил требования и стал гораздо либеральнее подходить к странам, претендующим на получение соответствующего статуса. За 45 лет - с 1946-го по 1990 г. включительно - режим VIII статьи был одобрен руководством Фонда для 68 участников, тогда как за следующие семь лет эту процедуру прошли уже 73 страны. Официальное присоединение России к VIII статье было оформлено 1 июня 1996 г[11].
Глобальный финансовый кризис, масштаб которого показался бы абсолютно невероятным еще год назад, начинает настигать тех, кто по долгу службы должен препятствовать его возникновению. Ставшие уже привычными аббревиатуры международных финансовых институтов, весьма вероятно, уйдут в историю уже в скором будущем. Первой кандидатурой на попадание в этот печальный список является Международный валютный фонд[12]
Текущий финансовый кризис, казалось бы, не дает повода усомниться в необходимости и значительности роли МВФ. Тревожные известия приходят из все новых мест. После России эпицентр кризиса переместился в Бразилию. Перепуганные инвесторы только за последний месяц вывезли из страны почти 13 млрд долларов. Некоторые аналитики считают, что для стабилизации положения бразильской экономики, девятой по величине в мире, потребуется 20-30 млрд долларов. Но даже с учетом 50 млрд золотовалютных запасов страны объем краткосрочных внешних долгов Бразилии заставляет сомневаться в достаточности такой помощи.
Не удивительно, что руководство МВФ предпринимает все, чтобы его главный «акционер», Соединенные Штаты, увеличил финансирование фонда. Ведь ресурсы организации практически исчерпаны. Сейчас, по словам заместителя директора МВФ Стенли Фишера, резервы фонда, которые он реально может использовать для экстренных стабилизационных кредитов странам, терпящим финансовые бедствия, упали до минимального за всю историю уровня — 5-9 млрд. долларов. По данным МВФ, отношение его несвязанных резервов к ликвидным обязательствам, так называемый коэффициент ликвидности, составляет сейчас около 30% против «уровня комфорта» в 70%[13]. МВФ считает, что снижение коэффициента ниже 15% нецелесообразно.
Реферат опубликован: 22/03/2007